Страничка учителя-дефектолога

Что нужно знать об аутизме

02.04.2024
Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day), отмечаемый ежегодно 2 апреля, начиная с 2008 года, установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН № A/RES/62/139 от 18 декабря 2007 года.
Цель этой даты — подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим неизлечимым заболеванием, и повышать уровень их жизни. Численность детей, страдающих аутизмом, высока во всех регионах мира и имеет громадные последствия для детей, их семей, общин и обществ.  
Аутизм – психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга, характеризуется дефицитом социального контакта и общения, ограниченными интересами и однотипными, повторяющимися действиями. Это заболевание проявляется в трехлетнем возрасте.
Детский аутизм является особым видом отклонения в психическом развитии.  
На сегодняшний день аутизм, наверное, смело можно назвать одним из самых «странных» психических расстройств в детском возрасте. И не только потому, что таких детей часто называют «странными», а еще и потому что до сих пор неизвестно, что является причиной его возникновения и что именно нарушается у такого ребенка. Существуют разные теории, но, ни одна из них не может целиком и полностью объяснить природу данного расстройства. Аутизм на сегодняшний день не излечим.
Портрет ребенка с аутизмом.
Для того чтобы понять что происходит с таким ребенком – представьте себе, что все, что вы ощущаете, чувствуете - увеличилось или уменьшилось стократно. Легкие прикосновения могут вызывать у вас боль или, наоборот, сильный удар – остаться незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки - станут пугающими, а речь собеседника превратится просто в мелодию. Сложно такое представить, но можно понять, что, в таком случаи мир людей и мир вещей воспринимаются им иначе. Но как это «иначе» мы можем только догадываться, предполагать… У таких детей много различных особенностей, но то, что их действительно отличает от других, даже больных детей, это выраженные трудности во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром, в целом.
У ребенка с аутизмом, как правило, сильно искажен процесс формирования личности. Он с трудом самостоятельно идентифицирует себя со своим телом и еще с большим трудом выделяет себя из окружающего мира, что значительно искажает его взаимодействие с окружающими, а порой делает его вообще невозможным, поскольку, когда нет «я» не понятно, кто с кем должен взаимодействовать, а главное «зачем?». У таких детей могут быть нарушены эмоциональные связи даже с самыми близкими людьми. Он может подолгу находится один, не умеет выражать свои желания, обращаться за помощью, даже взглядом, а взрослого человека может использовать как неодушевленный предмет: залазить на него, чтобы достать до полки, действовать его руками.
Ребенок аутист может решать сложные математические задачи и быть не способным сходить в магазин или завязать шнурки.  Такого ребенка отличает крайняя необычность, часто вычурность в поведении, привычках, которая отнюдь не связана с плохим воспитанием или дурным характером, который им часто приписывают окружающие.
Симптомы аутизма.
Обратитесь к врачу, если вы стали замечать у своего ребенка следующие особенности:
ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;
не может объяснить, чего он хочет;
испытывает задержку темпов речевого развития;
не следует никаким указаниям взрослых;
периодически появляются нарушения слуха;
не понимает, как играть с той или иной игрушкой;
плохо устанавливает визуальный контакт;
не улыбается другим;
не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;
не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных  или других движений в возрасте 12 месяцев;
не говорит отдельные слова в 16 месяцев;
не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;
наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.
Часто у родителей таких детей создается ощущение, что ребенок живет в своем собственном отдельном мире.
Лечение аутизма.
Люди часто неправильно трактуют аутизм. Утверждения о том, что аутизм можно полностью вылечить, можно услышать во многих семьях.
Наблюдается тенденция, помещать детей с аутизмом в небольшие классы, чтобы они были свободны от слуховой и визуальной стимуляции. Обучающая информация дается ребенку небольшими частями.
Людей больных аутизмом необходимо научить, как общаться и взаимодействовать с другими людьми. Это непростая задача, и она включает всю семью, а также специалистов.
Родители ребенка с аутизмом должны постоянно получать информацию о новых методах лечения, и сохранить открытость. Некоторые виды лечения подходят одним пациентам, но не подходят другим. Решения о лечении всегда принимаются в индивидуальном порядке после тщательной оценки, и основаны на том, что это подходящее лечение, как для самого ребенка, так и для его семьи.
Важно помнить аутизм - состояние, которое требует постоянного лечения. Программа лечения может меняться при развитии индивидуума.
Семьи должны остерегаться программ лечения, которые дают ложную надежду на исцеление. Не существует еще таких лекарств, которые бы полностью доказали свою эффективность при лечении аутизма.  Нет лекарств излечивающих аутизм, нет и достаточного уровня готовности общества принять детей с особенностями развития в свое ряды.
В Беларуси наиболее активную часть родителей, детей с аутизмом, объединяет Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители».  Современные подходы в диагностике и реабилитации детей с аутизмом и другими дезинтегративными расстройствами требуют тесного взаимодействия образовательной, социальной и медицинской систем, общественных организаций, преемственности во взаимодействии реабилитационных структур и подразделений Министерства здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь детям.
 
По материалам  интернет-источников
 
 
 
 
свернуть

Использование интерактивных игр с детьми с ОПФР

07.12.2023

Приложения Web 2.0 являются сервисами, которые можно использовать для создания электронных образовательных ресурсов для лиц с ОПФР. В педагогической деятельности учителя-дефектолога востребованы такие инструменты, как форумы, блоги, вебинары, видеоконференции, электронные библиотеки, позволяющие получать новую информацию в процессе педагогического общения. В настоящее время большими возможностями для получения профессиональной помощи, ресурсов для самообразования обладает блог.
Блог – сетевой журнал, веб-сайт, в содержании которого используются записи, изображения, приложения, мультимедиа и др.
В работе учителя-дефектолога востребованы блоги: http://edublogs.org/; http://www.openclass.ru/; http://blogger.com/; http://infourok.ru/, содержание которых способствует:
- распространению учебных и учебно-методических материалов,
мультимедийной презентации, размещению ссылки на указанные материалы;
- получению доступа к виртуальной библиотеке
- организации профессионального взаимодействия и коммуникации;
- налаживанию контакту с родителями (законными представителями) детей с
ОПФР.
Learning Apps.org является сервисом для создания дидактических
материалов интерактивного характера. Предоставляя разнообразные средства для отображения информации в сочетании с интерактивностью, сервис обеспечивают качественно новый уровень обучения. Интерактивные дидактические материалы применяются как на занятиях, так и в качестве домашней работы, развивают самостоятельность обучающихся, позволяют оценить свои знания по теме, мотивируют к обучению.
Достоинствами приложения заключается в том, что:
существующие модули могут быть включены в содержание обучения или коррекционно-развивающей работы;
их можно изменять или создавать в оперативном режиме;
создание заданий не требует навыков программирования;
разработанные упражнения обладают интерактивностью и мобильностью.
приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью
интерактивных модулей

Литература:
1. Чемоданова, Н. В. Информационные технологии в системе логопедической
работы / Н. В. Чемоданова. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2019. – 64 с.

Подготовила:

Коновалова Юлия Викторовна, учитель-дефектолог второй квалификационной категории.

свернуть

Если Ваш ребёнок зачислен в пункт коррекционно-педагогической помощи

20.09.2023

Целью работы пункта  в дошкольном образовательном учреждении является оказание необходимой коррекционно-педагогической помощи детям.

Основными задачами являются:

  • формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
  • коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
  • привитие детям навыков коммуникативного общения;
  • решение задач социального и речевого развития.

В первую очередь в список включаются  дети  шестилетнего возраста, выпускаемые в школу. При наличии свободных мест и после освобождения мест в результате логопедической работы с детьми подготовительного возраста, принимаются  дети  пятилетнего возраста. Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные занятия. Занятия  кратковременные (15-25 мин.), 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятий  не превышает  время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей,  в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Для улучшения речевой ситуации в группах,  в работе с воспитателями используются такие формы, как индивидуальные беседы, консультации, практикумы, семинары, анкетирование, обсуждение проблем на педсоветах; оказание практической помощи в планировании работы по развитию речи детей, составлении  наглядных материалов, памяток, советов по подбору речевого материала для праздников. Так как речь является высшей психической функцией человека, то от её недоразвития страдают и другие  психические функции (внимание, память, мышление). Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

  • подготовительный,
  • постановка звука,
  • автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
  • этап дифференциации.

І. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата; формирование направленной воздушной струи; развитие мелкой моторики рук; развитие фонематического слуха; отработка опорных звуков.            II. Этап постановки звука. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим).          III. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.          VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

Причины и виды речевых нарушений

Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:

  • внутриутробная патология;
  • наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
  • неблагоприятные роды и их последствия;
  • заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
  • ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
  • малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
  • ребенок перенес стресс или испуг.

В пункт зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями:

  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с  дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР;
  • нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР.
  • НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня (у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии).
  • ОНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом

У детей, имеющих ФФНР: один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков; сложные звуки заменяются простыми; наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.

При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях: формирование произносительных навыков; развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза; развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении; развитие умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения; развитие связной речи путем работы с рассказом,  пересказом; развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования.

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). НВОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности  его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.

Рекомендации родителям по коррекции НВОНР у ребенка:  систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-дефектолога, педагога-психолога; выполнять назначения невролога; способствовать развитию двигательной сферы  ребенка и мелкой моторики рук, всех психических процессов посредством детских настольных  игр, лото.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте.

Выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка у детей с ОНР:

  • I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.е. «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Например, «би-би» может означать самолет, самосвал, пароход.
  • II уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, «лябока» вместо «яблоко». Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наиболее типично сокращение количества слогов: «тевики» вместо «снеговики».
  • III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, «мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки небили. потом посьли пак» вместо «С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка − там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк».
  • IV уровень характеризуется отсутствием нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различие звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке.

Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим. Для успешного исправления речи детей родителям необходимо: выполнять все рекомендации логопеда; обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;

выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю); осуществлять контроль за речью ребенка.

Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.

Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.

Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.

При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.

Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

 Подготовила:

Анастасия Валентиновна Якимцова,

учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

свернуть

КАРТОТЕКА ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР

11.03.2023

КАРТОТЕКА ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР

Автор: Якимцова Анастасия валентиновна,

учитель-дефектолог 1 квалификационной категории

 

Автоматизация звука С

Игра-парочки «Собери букет» играть

Цель: автоматизация звука [С] в слогах.

Игра-мемори «Звук С» играть

Цель: автоматизация звука [С] в словах.

Игровое упражнение «Загадки» играть

Цель: автоматизация звука [С] в словах.

Игра-сортировка «Вагончики» играть

Цель: автоматизация звука [С] в словах.

Игра-пазл «Где живёт звук С» играть

Цель: автоматизация звука [С] в словах.

Игра-парочки «Космическое приключение» играть

Цель: автоматизация звука [С] в словах.

Игра-парочки «Один-много» играть

Цель: автоматизация звука [С] в словах.

Игра-сортировка«Магазин» играть                                               

Цель: автоматизация звука [С] в словах.

Игра-викторина «Сочиняем чистоговорки» играть

Цель: автоматизация звука [С] в предложениях.

Игра-викторина «Сочиняем стихи» играть

Цель: автоматизация звука [С] в предложениях.

 

Автоматизация звука З

Игра-парочки«Колокольчики» играть                                            Цель: автоматизация звука [З] в слогах.

Игра-мемори «Звук З» играть                                                         Цель: автоматизация звука [З] в словах.

Игровое упражнение«Загадки» играть                

Цель: автоматизация звука [З] в словах.

Игра-классификация «Домики»  играть                           

Цель: автоматизация звука [З] в словах.

Игра-пазл «Где живёт звук З»   играть                 

Цель: автоматизация звука [З] в словах.

Игра-парочки «Один-много» играть                                            

Цель: автоматизация звука [З] в словах.

Игра-классификация «Синий или зелёный»  играть

Цель: дифференциация звуков [З]-[Зь] в словах.

Игра-викторина «Сочиняем чистоговорки»  играть                      Цель: автоматизация звука [З] в предложениях.

Игра-викторина «Сочиняем стихи»   играть                                  Цель: автоматизация звука [З] в предложениях.

 

Автоматизация звука Ц

Игра-парочки «Пара руковиц» 

Цель: автоматизация звука [Ц] в слогах.

Игра-мемори «Звук Ц» играть                                                        Цель: автоматизация звука [Ц] в словах.

Игровое упражнение «Загадки» играть                            

Цель: автоматизация звука [Ц] в словах.

Игра-парочки «Часть и целое»  играть                               

Цель: автоматизация звука [Ц] в словах.

Игра-пазл «Где живёт звук Ц» играть                                           Цель: автоматизация звука [Ц] в словах.

Игра-викторина «Сочиняем стихи» играть

Цель: автоматизация звука [Ц] в предложениях.

 

Автоматизация звука Ш

Игра-мемори «Звук Ш»   играть                           

Цель: автоматизация звука [Ш] в словах.

Игровое упражнение «Загадки» играть                                        Цель: автоматизация звука [Ш] в словах.

Игра-парочки «Найди пару»   играть                                             Цель: автоматизация звука [Ш] в словах.

Игра-пазл «Где живёт звук Ш» играть                             

Цель: автоматизация звука [Ш] в словах.

Игра «У кого есть звук Ш»  играть                                                  Цель: автоматизация звука [Ш] в словах.

Игра-парочки «Один-много»  играть 

Цель: автоматизация звука [Ш] в словах.

Игра «Рулетка»  играть                                                                  Цель: автоматизация звука [Ш] в словах.

Игра-викторина «Составь предложения» играть

Цель: автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Игра-викторина «Сочиняем стихи»  играть                                   Цель: автоматизация звука [Ш] в предложениях.

 

Автоматизация звука Ж

Игра-мемори «Звук Ж»  играть                                                      Цель: автоматизация звука [Ж] в словах.

Игровое упражнение «Загадки»    играть                                      Цель: автоматизация звука [Ж] в словах.

Игра-классификация «Домики»   играть              

Цель: автоматизация звука [Ж] в словах.

Игра «Колесо удачи»  играть                                                          Цель: автоматизация звука [Ж] в словах.

Игра-викторина «Составь предложения»  играть                  Цель: автоматизация звука [Ж] в предложениях.

Игра-викторина «Сочиняем стихи»  играть                                  Цель: автоматизация звука [Ж] в предложениях.

 

Автоматизация звука Ч

Игра-парочки «Слови бабочек»  играть                         

Цель: автоматизация звука [Ч] в слогах.

Игра-мемори «Звук Ч» играть                                                     Цель: автоматизация звука [Ч] в словах.

Игра-пазл «Где живёт звук Ч» играть                              

Цель: автоматизация звука [Ч] в словах.

Игра-парочки «Скажи ласково»  играть               

Цель: автоматизация звука [Ч] в словах.

Игра-классификация «Собери чемодан»  играть         

Цель: автоматизация звука [Ч] в словах.

Игра-викторина «Сочиняем стихи» играть

Цель: автоматизация звука [Ч] в предложениях.

 

Автоматизация звука Щ

Игра-мемори «Звук Щ» играть            

Цель: автоматизация звука [Щ] в слогах.

Игра-мемори «Звук Щ» играть

Цель: автоматизация звука [Щ] в словах.

Игра-пазл «Где живёт звук Щ» играть            

Цель: автоматизация звука [Щ] в словах.

Игра-классификация «Собери вещи в ящик»  играть     

Цель: автоматизация звука [Щ] в словах.

Игра-викторина «Сочиняем стихи»  играть                                  

Цель: автоматизация звука [Щ] в предложениях.

 

Автоматизация звука Р

Игра-классификация «Угощение»  играть                                    Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Игра-мемори «Звук Р» играть                                                        Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Игровое упражнение «Загадки»  играть                                        Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Игра-классификация «Домики»  играть                                        Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Игра-пазл «Где живёт звук Р» играть                                             Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Игра-пазл «Какой звук ты слышишь» играть                              Цель: дифференциация звуков [Р] [Рь] в словах.

Игра-парочки «Один-много» играть                                               Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Игра-парочки «Кто где живёт» играть                                       

Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Игра-пазл «Назови что это»   играть                         

Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Игра-классификация «Чистое-грязное» играть                            Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Игра-викторина «Четвёртый лишний»  играть                           

Цель: автоматизация звука [Р] в предложениях.

Игра-викторина «Составь предложения» играть                          Цель: автоматизация звука [Р] в предложениях.

Игра-викторина «Сочиняем стихи» играть                                    Цель: автоматизация звука [Р] в предложениях.

 

Автоматизация звука Л

Игра-классификация «Две подружки» играть                      

Цель: автоматизация звука [Л] в словах. 

Игра-мемори «Звук Л»  играть                                                        Цель: автоматизация звука [Л] в словах.

Игровое упражнение «Загадки»    играть                                      Цель: автоматизация звука [Л] в словах.

Игра-классификация «Домики»   играть                                       Цель: автоматизация звука [Л] в словах.

Игра-пазл «Где живёт звук Л»   играть                                         

Цель: автоматизация звука [Л] в словах.

Игра-пазл «Какой звук ты слышишь» играть                

Цель: дифференциация звуков [Л] [Ль]  в словах.

Игра-парочки «Один-много»    играть                                           

Цель: автоматизация звука [Л] в словах.

Игра-парочки «Кто что ест»  играть                                                Цель: автоматизация звука [Л] в словах.

Игра-парочки «Мама и малыш» играть              

Цель: автоматизация звука [Л] в словах.

Игра-викторина «Четвёртый лишний» играть 

Цель: автоматизация звука [Л] в предложениях.

Игра-викторина «Составь предложения» играть    

Цель: автоматизация звука [Л] в предложениях.

Игра-викторина «Сочиняем стихи»  играть                                  Цель: автоматизация звука [Л] в предложениях.

 

Дифференциация звуков [С] [Ш]

Игра-парочки «Найди начало слова»  играть                                Цель: дифференциация звуков [С] [Ш] в слогах.

Игра-классификация «Волшебные стрелочки»   играть    

Цель: дифференциация звуков [С] [Ш] в словах.

Игра «Какой звук спрятался в слове С или Ш» играть

Цель: дифференциация звуков [С] [Ш] в словах.

Игра-пазл «Какой звук слышишь»  играть                                    Цель: дифференциация звуков [С] [Ш] в словах.

Игра-сортировка «Письмо другу»   играть                                    Цель: дифференциация звуков [С] - [Ш] в словах.

Игра-классификация «Подарки для Сони и Миши» играть          Цель: дифференциация звуков [С] [Ш] в словах.

Игра-сортировка «Разложи-ка»   играть                                        Цель: дифференциация звуков [С] [Ш] в словах.

Игра-классификация «Фотографы в зоопарке» играть               

Цель: дифференциация звуков [С] [Ш] в словах.

 

Дифференциация звуков [З] [Ж]

Игра-парочки «Найди начало слова» играть                                Цель: дифференциация звуков [З] [Ж] в слогах.

Игра-классификация «Волшебные стрелочки» играть    

 Цель: дифференциация звуков [З] [Ж] в словах.

Игра «Какой звук спрятался в слове З или Ж» играть   

Цель: дифференциация звуков [З] [Ж] в словах.

Игра-пазл «Какой звук слышишь»  играть                                   

Цель: дифференциация звуков [З] [Ж] в словах.

Игра-парочки «Снежинки» играть

Цель: дифференциация звуков [З] [Ж] в слогах.

Игра-классификация «Подарки для Зайки и Жирафа» играть

Цель: дифференциация звуков [З] [Ж] в словах.

Игра «Подарки»   играть                                                                 Цель: дифференциация звуков [З] [Ж] в словах.

 

Дифференциация звуков [Л] [Р]

Игра-парочки «Листопад»    играть                                                Цель: дифференциация звуков [Л] [Р] в слогах.

Игра-мемори «Предметы вокруг нас» играть

Цель: дифференциация звуков [Л]   [Р] в словах.

Игра-парочки «Профессии»   играть                                             Цель: дифференциация звуков [Л] [Р] в словах.

Игра-классификация «Сказочные герои» играть

Цель: дифференциация звуков [Л] [Р] в словах.

Игра-пазл «Учимся различать»     играть

Цель: дифференциация звуков [Л] [Р] в словах.

Игра-классификация «Что лежит в коробке» играть

Цель: дифференциация звуков [Л]   Р] в словах.

Игра-классификация «Разложи-ка» играть                                  Цель: дифференциация звуков [Л] [Р] в словах.

Игра-парочки «Шифровка»  играть               

Цель: дифференциация звуков [Л] [Р] в словах. 

 

Дифференциация звуков [Ш] [Ж]

Игра-пазл «Какой звук ты слышишь?» играть           

Цель: дифференциация звуков [Ш] [Ж] в словах.

Игра-классификация «Что на чём поедет» играть                       Цель: дифференциация звуков [Ш] [Ж] в словах.

Игра-сортировка «Новогодние подарки» играть                        Цель: дифференциация звуков [Ш] [Ж] в словах.

 

 

 

свернуть

Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями

19.07.2023

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа­хе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благопри­ятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведен­ные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием.

У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с общим недоразвитием речи, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины ("длинный - короткий", "широкий - узкий", "высокий - низкий" и т. д. ), а пользуется словами "большой - маленький". Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с нарушением речи данная психическая функция отстает в сво­ем развитии от нормы и характеризуется недостаточ­ной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не от­личается у этих детей от нормы. Затруднения наблю­даются при усложнении заданий (узнавание предме­тов в условиях наложения, зашумления). Так, эти дети воспринимают образ пред­мета в усложненных условиях с определенными труд­ностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличи­вается при уменьшении количества информативных признаков предметов.

У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудности в пространственной ориентации. Дети в основ­ном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности уста­навливать пространственные отношения между явлени­ями действительности в практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранны­ми. Но в экспрессивной речи дети часто не находят язы­ковых средств для выражения этих отношений.

Это результат нарушения процессов перекодирования сохранной семантической программы в языковую фор­му. Пространственные нарушения у детей с речевой па­тологией характеризуются определенной динамичнос­тью, тенденцией к компенсации.

Литературные источники указывают на важ­ную роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов - с другой, формируются и развиваются под влиянием слова, последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной сферы.

Данные положения говорят о том, что сенсорное раз­витие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы значительно от­стает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.

Сенсорные игры и игрушки:

                             

Подготовила:

Коновалова Юлия Викторовна,

 учитель-дефектолог второй квалификационной категории

свернуть

Взаимодействие учителя-дефектолога и руководителя физического воспитания в процессе коррекционно-развивающей деятельности в УДО

05.09.2023

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива УДО, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях УДО и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-дефектолога и руководителя физического воспитания.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов дефектологической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-дефектолог, но и руководитель физического воспитания. Если учитель-дефектолог развивает и совершенствует речевое общение детей, то руководитель физического воспитания на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-дефектологом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-дефектолог знакомит руководителя физического воспитания с диагнозами детей (их речевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:

- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;

- координации движений;

- общей и мелкой моторики;

- закрепление поставленных учителем-дефектологом звуков в свободной речи;

- речевого и физиологического дыхания;

- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;

- работа над мимикой лица.

При планировании занятий учитель-дефектолог учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-дефектолога и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Учитель-дефектолог знакомит руководителя физического воспитания с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.

В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения. Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами дефектологических занятий и работой воспитателя. Например. При отработке учителем-дефектологом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная

игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? - у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок).

Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенки и закрепляют употребление глаголов будущего времени (Я буду пожарным. Я буду строителем. Я буду учителем.). Цель такого планирования - закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую в силу особенностей развития детей с ОНР руководителю физического воспитания приходится менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил.

Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-дефектологом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-дефектолог, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов дефектологического воздействия, а комплексы упражнений составляет руководитель физического воспитания с учётом необходимых речедвигательных навыков. В Приложении 1 представлен примерный план взаимосвязи учителя-дефектолога и руководителя физического воспитания по лексическим темам.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-дефектолога присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и руководителя физического воспитания способствует эффективному и прочному закреплению результатов дефектологической работы.

Например, при изучении лексической темы «Зимние забавы» руководитель физического воспитания проводит сюжетное физкультурное занятие «Зимние забавы». Во время разминки использует стихотворную форму.

Пусть летят к нам в комнату, Руки согнуты к плечам.

Все снежинки белые. Наклоны туловища вправо, влево.

Нам сейчас не холодно, Руки вверх.

Мы зарядку делаем. Приседание, руки вперед.

Ходьба и бег сопровождаются стихами о зимних забавах.

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех!

Дети все на лыжи встали,

И по снегу побежали.

При выполнении общеразвивающих упражнений инструктор использует загадки о предметах для зимних забав, а дети имитируют движения хоккеиста.

Палка я не простая,

А немножко завитая.

Без меня игра в хоккей,

Не интересна для детей (клюшка).

Объясняя основные виды движения, инструктор использует стихотворную форму (метание правой и левой рукой в цель).

Мы сейчас увидим с вами,

Как бросают в цель снежками.

Вы, ребята, цельтесь так,

Чтоб снежком попасть в колпак.

В заключительной части также используется стихотворная речь, которая восстанавливает ритм дыхания.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (бутылки пластиковые, банки): «Дорожка здоровья», «Змейка-шагайка», «Косички», «Мешочки для метания», «Коррекционные следы», «Цветные брусочки» и многое другое. При подборе материала к занятию необходимо знать уровень развития двигательных качеств, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словарный запас, состояние здоровья.

Таким образом, взаимосвязь учителя-дефектолога и руководителя физического воспитания в работе с детеьми с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. - М.: Гуманит, 2004г. 2. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое Развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-дефектолога и инструктора по физкультуре. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с. 3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Тетрадь взаимосвязи работы дефектолога и

воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. Комплект из трех альбомов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009 г. 4. Ушакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996г. 5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 2009г. 6. Финогенова Н.В. Физическое воспитание дошкольников на основе использования подвижных игр// Начальная школа до и после плюс.-2005г.-№10.- 14-17 с.

 

Подготовила:

Коновалова Юлия Викторовна,

 учитель-дефектолог второй квалификационной категории

свернуть

Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и педагога-психолога при осуществлении коррекционно−развивающей деятельности в УДО

12.09.2023

Самую многочисленную группу от всех детей дошкольного возраста сегодня составляют дети с нарушениями речи.

Л.С.Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.

У детей с нарушениями речи при сохранном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Таким образом, прослеживается необходимость взаимодействия специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности. Вокруг ребёнка с общим недоразвитием речи совместными действиями различных специалистов создаётся единое коррекционно-образовательное пространство.

Сотрудничество учителя-дефектолога и педагога-психолога предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Коррекционно-развивающая деятельность дефектолога и психолога представляет собой целостную систему, исполняющую диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции.

Тесная взаимосвязь специалистов возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Основой преемственности является активизация развития детей в различных сферах деятельности.

Для психолога дошкольного учреждения одним из ведущих видом деятельности является коррекция отставаний в развитии психических функций, а для дефектолога главным в этом плане становится активизация функционального потенциала ребенка. Коррекция нарушений в развитии речи – прерогатива дефектолога, задача психолога – активизация

Дефектологом исследуется просодическая сторона речи и особенности использования детьми мимики и пантомимики, а психологом – изучается восприятие графического изображения эмоции, осознание своей эмоции, понимание своего эмоционального состояния, изучаются социальные эмоции.

Результаты диагностики показывают, что дети с общим недоразвитием речи наиболее часто употребляют так называемые обиходные слова и выражения. Эмоциональная лексика используется ими выборочно и фрагментарно. В связи с этим возникла необходимость введения в логопедическую работу системы методических приёмов, направленных на формирование эмоционального пласта лексики у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи.

На подготовительном этапе работы в данном направлении, когда основной целью является изучение и уточнение эмоциональных состояний, формирование интонационной стороны речи, особенно важно сотрудничество дефектолога и психолога.

Педагог-психолог проводит занятия, основной целью которых является развитие эмоциональной сферы детей. Специальные приёмы работы с разнообразными заданиями включаются в работу дефектолога на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи.

Таким образом, выделяются следующие формы работы, которые отображают взаимодействие дефектолога и психолога в дошкольном учреждении:

– проведение и обсуждение результатов диагностики (дефектолог обследует речь, в том числе и её эмоциональные стороны, психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы),

– коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, изучению и уточнению эмоциональных состояний, доступных возрасту, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);

– интегрированные занятия с детьми;

−а также родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.

В результате взаимодействия учителя−дефектолога и педагога-психолога по сопровождению детей с речевыми нарушениями, отмечается:

– обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства;

– осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;

– обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;

– высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;

– одним из важных результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, и к обучению в школе.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань»,2003.

2. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений \ Под ред. д.м.н. Е.М.Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002.

3. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002

4. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «ТЦ Сфера», 2003

5. Трошин О.В., Жулин Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: «ТЦ Сфера», 2005

Подготовила:

Коновалова Юлия Викторовна,

 учитель-дефектолог второй квалификационной категории

свернуть

Преемственность в работе учителя-дефектолога и воспитателя в УДО

15.04.2022

Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера. Эффективность коррекционной работы с детьми посещающих ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи) определяется четкой организацией их пребывания в УДО, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учитель-дефектолога и других специалистов детского сада.

Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа врача, учителя-дефектолога, психолога, воспитателя, музыкального руководителя, руководителя физического воспитанию. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер. Как отмечают специалисты, необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детского контингента, поступающего в УДО. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребенку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только учитель-дефектолог и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: медицинский персонал, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, семья.

Но всего лишь задействовать в коррекционно-образовательной работе все перечисленные силы мало. Самое главное - довести до каждого из звеньев этой цепи смысл предстоящей работы. А заключается он в следующем:

* Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом (или каком-либо другом) развитии, а с другой - в слаженном взаимодействии между собой.

* Каждый из участников процесса формирования корректного образовательного пространства должен не только иметь верные представления о том, каким необходимо быть это пространство, но и нести ответственность за свой

отрезок этого пространства и осуществлять двухстороннюю связь с другими участниками этого процесса.

* Очень важно, чтобы медицинский и педагогический персонал, родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма своего влияния на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития.

* Не менее важно, чтобы влияние каждого из секторов коррекционно-развивающего пространства на развитие ребенка строилось последовательно и постепенно - от простого к сложному, от исправления недостатка к достаточно длительной автоматизации, являющейся залогом успеха всей коррекционной работы. Здесь необходимо заметить, что само формирование общего, единого развивающего пространства происходит поэтапно. Сначала целесообразно осуществлять два параллельных процесса: становление психолога-медико-педагогического консилиума как формы взаимодействия

* Последнее условие эффективности взаимодействия - достижение результата. Результатом взаимодействия являются достижения качества дошкольной подготовки, прогнозирование школьных успехов ребенка и выработка рекомендаций для родителей по его дальнейшему сопровождению, а также планирование работы по отслеживанию успехов ребенка в начальной школе, помощь педагогам школы в сопровождении детей с особенностями речевого развития на начальном этапе обучения.

 

Подготовила:

Якимцова Анастасия Валентиновна,

 учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

свернуть

Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях

14.02.2023

Часто мы слышим поговорку: «Любое заболевание легче предупредить, чем лечить». Эта мысль как нельзя лучше подходит к решению задач, связанных с развитием речи ребенка дошкольного возраста. Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь.

Как известно, игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в игре ребенок постигает все новое. Для достижения результата, надо почаще играть с ребенком в игры, развивающие речь, фантазию, мышление. Поэтому занятия дома должны проходить в игровой форме. Для достижения результата надо заниматься не меньше 3-х раз в неделю, а лучше ежедневно по 15-20 минут. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.

Организуйте рабочее место малыша: стол для занятий, удобный стульчик, тетради, зеркало, карандаши. Важно разнообразить игры и упражнения. Это могут быть игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, игры на развития слухового внимания и фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Занятия должны нравиться ребенку – это обязательное условие. Для этого:

• выбирайте время для занятий, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует;

• вписывайте занятия в распорядок дня и придерживайтесь его каждый раз;

• сохраняйте интерес ребенка к занятию. Если игра или упражнение кажутся ребенку скучными, найдите ему замену.

• не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть.

Очень важны для ребенка дошкольного возраста игры на обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Займитесь вместе с ребенком изготовлением альбома с фотографиями самого ребенка: как он ест, гуляет, спит, играет и т. п. Вырезайте, фотографируйте или подбирайте походящие картинки из старых журналов, раскрасок по темам занятий, таких как «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т. п. Малыш с большим удовольствием будет учиться говорить фразами, запоминать новые слова, чем по обычным книгам. Разглядывая ваш альбом, задавайте вопросы, а если ребенок еще мало говорит, то сами же на них отвечайте.

Развивая речь, важно подготовить и органы артикуляционного аппарата к чистому произношению звуков. В норме, все звуки речи должны быть сформированы к 4-5 года. Однако если у ребенка этого возраста еще не все звуки сформированы, не стоит пытаться ставить звуки самостоятельно, такт как можно навредить ребенку. Подготовительные же упражнения, направленные на тренировку органов артикуляции к чистому произношению, родитель могут использовать в своих домашних занятиях. Главное, все подготовительные упражнения следует выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог сам себя контролировать. Заниматься следует 3-4 раза в неделю по 5-10 минут. Главное, чтобы малышу нравились эти игры, а помочь в подборе таких упражнений поможет логопед.

Случается, что все внимание родителей сосредоточено только на развитии у ребенка звукопроизношения. Однако развитие речи не исчерпывается только фонетикой. Нет никакого толку от идеальных звуков, если ребенку трудно соединять слова в предложении, изменять их по родам, падежам, числам. Речь такого ребенка полна аграмматизмов. Если у ребенка логопед обнаружил грубые аграмматизмы – срочно спешите на консультацию к специалисту! Специалист определит уровень развития речи вашего малыша и, если понадобится, назначит коррекционные занятия.

 

Подготовила:

Коновалова Юлия Викторовна,

 учитель-дефектолог второй квалификационной категории

 

свернуть

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЗАИКАЕТСЯ

11.01.2023

   Нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата – симптомы заикания. Появляются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ЗАИКАНИЯ:

  • ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от 2 часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить);
  • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
  • повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
  • вынужденные остановки в середине слова, фразы;
  • затруднения перед началом речи.

          Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации – постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение жизненных условий (обстановки в семье, режиме). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ. Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около 3 лет), одновременно с бурным развитием речи возникает заикание. А некоторые малыши начинают заикаться после того, как их в принудительном порядке переучивают из левшей в правшей.

         Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам: учителю-дефектологу, невропатологу. Поскольку заикание легче предупредить, чем устранить.

Ввиду того, что у заикающихся детей ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

  • Не читайте детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
  • Не разрешайте часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это переутомляет ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
  • Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем – то желаемом.
  • Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
  • Не фиксируйте внимание ребенка на его недостатке и следите, чтобы его не дразнили другие дети.
  • Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь. Полезно на выходе произносить: Мы спокойны всегда! Говорим всегда красиво, смело и неторопливо! Ясно, четко говорим, потому что не спешим!
  • Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в коллективных играх, требующих хоровых ответов.
    Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, нужно помочь ему произнести слово (фразу), не дав возможности говорить с запинками. На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.
  • Для заикающегося ребенка полезны занятия пением, музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением невропатолога.

Подготовила:

Коновалова Юлия Викторовна,

 учитель-дефектолог второй квалификационной категории

свернуть

Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка

13.01.2021

Развитие речи ребенка является постепенным и поэтапным процессом. Его развитие происходит в тесной связи с развитием мышления, памяти, внимания. С помощью речи ребенок способен называть то, что находится в его поле зрения. Следовательно, в словаре ребенка достаточно рано появляются слова конкретного значения, а только позднее появляются слова обобщающего характера. Также следует помнить, что ребенок всегда пытается подражать речи взрослого человека, поэтому в окружении детей необходимо тщательно контролировать свою речь, чтобы она была грамматически правильно оформленной.

Необходимо, чтобы родители уделяли достаточное внимание речевому общению с ребенком, стимулируя его к использованию слов и предложений. Первой задачей является формирование у ребенка потребности в общении. А для этого малышу надо, прежде всего, ощутить реальное преимущество речевого общения с окружающими. Это может быть, например, в ситуации, когда малыш хочет, чтобы мать взяла его на руки. Он тянет к ней руки, стремится криком привлечь ее внимание, наконец, ему удается произнести звукосочетания, похожие на слово «неси» - и мать тут же берет его на руки.

Такие же ситуации возникают при манипуляции с игрушками, когда ребенок связывает произнесение первых слов или звукосочетаний со значимым для него действием или предметом. Как только ребенок произнес нужное слово, его награждают радостной улыбкой и выполняют его просьбу.

Развитие речи начинается с формирования обозначающей функции слова, что тесно связано с предметно-практической деятельностью ребенка. С шести месяцев ребенка следует учить соотнесению предмета с обозначающим его словом, т.е. постепенно развивать ситуативное понимание обращенной к нему речи.

Для формирования речи важное значение имеет моторное развитие ребенка, дифференциация слухового восприятия и развитие ориентировки в окружающем, а также формирование потребности в общении.

В дошкольном возрасте для стимуляции речевого развития ребенка важное значение имеет работа с картинками. Взрослый https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1613640614_79-p-fon-dlya-prezentatsii-logopeda-81.pngстимулирует у ребенка развитие диалогической речи (ответы на вопросы) с опорой как на сюжетные картинки, так и на серии картинок, учит его составлению рассказов.

На отношение родителей к речевому дефекту ребенка влияют несколько обстоятельств: глубина самого дефекта, интеллектуальный уровень родителей, просвещенность в сфере логопедии (знания об особенностях речевых дефектов и о дефекте собственного ребенка), компетентность родителей в вопросах воспитания ребенка, понимание его психологии, а также собственные особенности характера, семейные отношения и т.д.

Отношение родителей к дефекту, естественно, отражается на отношении ребенка к своей речи, так как родитель является авторитетом.

При наличии у ребенка страха ни в коем случае нельзя смеяться над ним или путем грубого насилия стараться его преодолеть. Надо пытаться вводить пугающий объект в сферу его познавательных интересов. Не следует рассказывать на ночь волшебные сказки, разрешать просмотры телепередач. Перед сном все резкие раздражители должны быть устранены. Категорически запрещается запугивать ребенка различными реальными или мифическими «пугалами». Ребенка нужно последовательно и осторожно знакомить с окружающим миром, постепенно вводить в сферу деятельности ребенка новые для него объекты, давая им соответствующие объяснения.

Активное привлечение родителей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии. В настоящее время убедительно показано, что родители при соответствующем руководстве могут эффективно помогать своим детям, вместе с тем преодолевая свои стрессовые состояния.

В настоящее время важное значение придается также привлечению родителей к обучению своего ребенка. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.

 

Подготовила

учитель-дефектолог

Якимцова Анастасия Валентиновна

свернуть