Советы специалистов

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

03.05.2024

 «Не воспитывайте детей – все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя»

                                                                                            английская пословица

   

    Сегодня каждый из нас старается сохранить мир и покой в своем доме, защитить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Во все времена проблема духовно-нравственного воспитания была и остается актуальной. Распространенное выражение «Все начинается с детства» - как нельзя больше совпадает с данным вопросом.

    Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

    С семьи начинается и приобщение к культуре, религии ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, идеалы. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма, семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи.  

    Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается.

    Семейные традиции — это духовная атмосфера дома.  Они составляют распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки членов семьи. Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.

    Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей.  Например, не плохой традицией является обсуждение вопросов семейной жизни, когда за вечернем чаем, все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные, при этом дети также высказывают свое мнение.

    Полезный обычай — разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.

    Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём отмечание должно сводиться не только к поеданию чего- то вкусного, а именно проделыванию чего- то особенного и весёлого. Для детей все праздники — необычные и сказочные, поэтому задача взрослых сделать так что бы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша.

     Чтобы не допускать глубокого, разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.
   Давайте еще раз посмотрим, как мы можем это делать.
1.Безусловно принимать его.
2.Активно слушать его переживания, и потребности.
3.Бывать(читать, играть, заниматься) вместе.
4.Не вмешиваться в его занятия с которыми он самостоятельно справляется.
5.Помогать,когда просит.
6.Поддерживатьуспехи.
7.Делиться своими чувствами (значит доверять).
8.Конструктивно разрешать конфликты.
9.Использовать в повседневном общении приветливые фразы: «Хорошо ,что ты пришел», «Мне нравится, как ты...», «Я по тебе соскучилась», «Давай(посидим, поделаем...) вместе», «Ты, конечно, справишься», «Как хорошо ,что ты у нас есть», «Ты мой хороший».
10. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.

    Начать меняться и делать свою жизнь более счастливой, никогда не поздно! Окружите своего ребенка любовью и заботой. Дайте ему уверенность и веру в самого себя, поддерживайте во всех его начинаниях и всегда хвалите, даже за самые маленькие достижения! Станьте для него достойным примером, и ребенок вырастет хорошим и счастливым человеком.

свернуть

Первые трудовые поручения детям

17.04.2024

Воспитываем маленького помощника

Приучать ребёнка к труду нужно начинать как можно раньше. Выполнение трудовых поручений способствует всестороннему развитию маленького человечка: формированию понятия об обязанностях, развитию физических данных (выносливость, сила, ловкость), воспитание таких качеств, как взаимопомощь, дружелюбие, старательность.

Первые трудовые обязанности ребёнка в семье

Приучение детей к труду происходит в повседневной жизни. Здесь важно, чтобы родители понимали, что трудовые поручения, которые вы даете малышу, должны быть для него посильны и понятны. Ребенок должен понимать, зачем он будет это делать. "Собери свои игрушки в коробку, и тогда в твоей комнате станет красиво и чисто", "Повесь свою маечку на стул, и тогда она будет выглядеть нарядно и аккуратно", "Полей цветочек водой, и тогда он вырастет ещё больше и порадует нас красивым бутоном" и т.п. Нередко маленькие дети сами хотят попробовать «взрослую» работу, но маме проще самой полить цветы, чем вытирать подоконник после детской «помощи». Да, сначала у малыша не всё будет получаться. Но пока ребёнка ограждают от домашней работы, он так и не научится её выполнять. А со временем желание помочь сойдёт «на нет», ребёнок привыкнет к тому, что заботы по хозяйству его не касаются. Чтобы работа была выполнена ребёнком правильно, взрослые должны дать ему подробный инструктаж. Кроме того, если поручение вы даёте впервые, то покажите крохе, как нужно его выполнять, все должно быть объяснено понятно и наглядно показано.

Виды трудового воспитания дошкольников:

Самообслуживание. Детей нужно учить ухаживать за собой, своей одеждой и обувью. Первыми трудовыми поручениями для трёхлеток могут быть: расчёсывание волос, умывание и чистка зубов, вытирание обуви, развешивание одежды на стуле, складывание мелкой одежды (платочки, носочки) в ящик комода. Уход за домашними животными, растениями.

Первые поручения: налить кошке в мисочку воды и насыпать корм, покормить рыбок, хомячка, полить цветы в вазонах. На огороде малыши могут помогать собирать овощи в корзину, из леечки поливать растения. Выполнение этих поручений, естественно, должно проходить под пристальным контролем взрослых.

Хозяйственно-бытовой труд. В доме малыш может выполнять работу такого плана: помочь маме сервировать стол к обеду, поставить посуду в мойку, протереть пыль на подоконниках и ровных поверхностях мебели, сложить игрушки и книжки, выгружать бельё из стиральной машинки, расставить обувь на полке. Под наблюдением мамы, ребенок может даже пробовать мыть посуду и пол.

Ручной труд. Приучению к этому вида труда проходит в виде занятий творчеством. Ручной труд дошкольников - это изготовление поделок своими руками. С детками-трехлётками можно мастерить сувениры, открытки к праздникам для родственников, конструировать из бумаги, подручных материалов и конструкторов разнообразные изделия, ремонтировать сломанные игрушки (вместе со взрослыми). Приучение ребёнка к труду должно быть делом всей семьи. Часто бывает так, что родители дают поручение малышу, а жалостливые бабушки и дедушки спешат самостоятельно выполнить эту работу, мотивируя тем, что "пускай ребёнок погуляет, ещё наработается в жизни". Такой подход неправильный. Малыш должен понимать, что у него есть обязанности, за результат и выполнение которых он несёт ответственность. Не забывайте хвалить своего маленького помощника за выполненную работу, это будет для него дополнительным стимулом и вдохновением. 

 

Астапенко Наталья Сергеевна,

воспитатель дошкольного образования

свернуть