Советы руководителя физического воспитания

Уважаемые родители!

Мы, руководители физического воспитания государственного учреждения образования «Детский сад аг. Сеница»,

Корягина Елена Алексеевна

Кавальчук Мария Юрьевна

 рады приветствовать Вас в тематическом блоге, посвящённом физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Вопросы и проблемы, которые мы будем обсуждать связаны с укреплением здоровья детей, формированием здорового образа жизни.

Советы и рекомендации, которые мы будем предоставлять для ознакомления будут направлены на организацию физического воспитания в семье, повышение компетентности родителей в вопросах организации двигательной деятельности детей в домашних условиях.  А также на страницах нашего блога вы найдёте информацию о спортивной жизни дошкольного учреждения образования. 

Надеемся, что материалы будут полезны и востребованы, а виртуальное общение станет продолжением нашего взаимодействия. 

 

Десять советов по физическому развитию детей

05.04.2024

Совет 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.

Совет 2. Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.

Совет 3.  Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон — лучшая профилактика утомления и болезней.

Совет 4. Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т. д.).

Совет 5. Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.

Совет 6. Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, — залог здоровья ребенка.

Совет 7. Организуйте ребенку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.

Совет 8. Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.

Совет 9. Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.

Совет 10. Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его укреплять .

 

Кавальчук М.Ю., руководитель физического воспитания

свернуть

Зимний досуг в семье

15.01.2024

Для детишек зима очень веселая пора! Пожалуй, никакое другое время года не может их порадовать таким большим разнообразием игр и развлечений на свежем воздухе. Зимние игры, безусловно, идут на пользу малышам. Прогулка зимой – это чаще всего активный и подвижный отдых, она почти всегда связана с разнообразными занятиями.

     Катание на лыжах.

Изображение     Лыжные прогулки – едва ли не лучший вид активного отдыха с ребенком в зимнее время. Уже в 3-4 года ваши дети смогут кататься и 20, и 30 минут подряд, скатываться с маленьких горок и даже ездить на буксире. Лыжи - увлекательнейшее занятие, катание на них способно приносить настоящее удовольствие вашему ребенку укрепляя при этом его здоровье. Многие малыши любят кататься на «коротышках», для которых не нужна лыжная трасса, а, значит, и особых проблем нет.

Безопасность! В целом, это наименее безопасный вид зимних прогулок. Однако, обратите внимание, может быть горка, на которой Вы собираетесь кататься, слишком крутая, ухабистая или леденистая? Постарайтесь исключить все возможные опасные ситуации. Разумеется, кататься следует в парковой зоне, либо за городом, либо в том районе города, где движение автотранспорта отсутствует.

     Катание на коньках.Изображение

     Если ваш малыш полюбит коньки – это на всю жизнь! Наиболее подходящий период для освоения этого стремительного и изящного вида спорта – 3-5 лет. Катание на коньках, укрепляет стопу и голеностоп, поэтому полезно любому ребенку! В идеале ботинок должен сидеть плотно, если на ноги ребенка надеты колготки и одна пара шерстяных носков.

Безопасность! В отличие от лыж, занятие коньками сопряжено все же с определенным риском. Не ходите на каток в те дни, когда на нем катается много людей. Падения исключить невозможно, поэтому постарайтесь, чтобы ребенок был одет в плотную одежду. Позаботьтесь о том, чтобы, по крайней мере, затылок был хорошо защищен (например, толстым слоем мягкой ткани). Не отходите от малыша ни на шаг, чтобы в случае необходимости поддержать его и избежать падений.

                 Катание на санках.

Изображение

     Чтобы зима для малыша не прошла даром, ему обязательно нужен "транспорт" для катания с гор и обычных прогулок. Это могут быть санки или ледянка. В отличие от других зимних развлечений, которые связаны с активным движением, для прогулки на санках одеться надо потеплее. В последнее время стало распространено такое зимнее развлечение, как тюбинг. Это своего рода тоже санки, которые используются для катания с больших и длинных спусков.

Безопасность! Перевозить ребёнка через дорогу можно только в санках, которые толкаются перед собой. Если у них имеется только веревка-буксир, то малыша необходимо вынуть. Кататься на санках с горки нежелательно. На тюбинге возможно возникновение опасных ситуаций по причине высокой скорости.

         Катание с горки.

Картинки по БЖД для детей

      Катание с ледяной горки - одно из любимейших детских забав зимой. Правда многие малыши до определенного возраста боятся кататься на горке, примерно до 3,5-4 лет, но если взять с собой маму или папу, то не так страшно! Полюбив это занятие, детишки готовы кататься с горки до бесконечности и не хотят уходить от нее домой. Одежда должна быть не промокаемой, иначе уже через 20 мин. придется идти переодеваться.

Безопасность! Объясните малышу заранее, что на горке надо соблюдать дисциплину и последовательность. Вам необходимо самим убедиться в безопасности горки, поэтому перед катанием внимательно изучите местность. Спуск не должен выходить на проезжую часть, а малышей лучше катать с маленьких пологих снежных горок, причём в немноголюдных местах и при отсутствии деревьев, заборов и других препятствий.

Игры около дома.

Изображение  Зима тем и хороша, что за развлечениями далеко ходить не надо! Достаточно просто выйти из дома, вдохнуть свежий морозный воздух и поиграть в снежки. Это всегда вызывает смех и поднимает настроение. Слепить снеговика, а еще можно построить снежный тоннель, или, даже сделать целый лабиринт! Сделать ангела на снегу или просто поваляться в сугробе! Вариантов чем заняться множество. Главное не лениться! 

свернуть

Профилактика переутомляемости детей

03.11.2023

Ощущение постоянной усталости, сонливость, апатия — признаки психического и физического переутомления у ребенка. С ним сталкиваются не только взрослые, но и школьники и даже груднички. В чем причина переутомления у детей, как выявить патологию и чем можно помочь ребенку, расскажем в нашей статье.

Причины переутомления у детей

Переутомление не наступает моментально. Это длительно развивающийся процесс. Состояние утомленности у грудничков провоцируется дискомфортом, мышечным напряжением, неправильным режимом дня (некорректное распределение времени на сон и активность), частыми болезнями, снижением уровня гемоглобина в крови.

У школьников и подростков причинами переутомления могут быть следующие распространенные жизненные ситуации:

  • Перегруженность в школе, на дополнительных занятиях;
  • Отсутствие мотивации к деятельности. Ребенок не понимает, зачем ему нужно играть на скрипке по 2 часа в день, если этого просто хочет мама;
  • Эмоциональная нестабильность дома. Строгость родителей, излишняя придирчивость к поведению и результатам учебы;
  • Несоблюдение режима дня;
  • Плохое питание. Дефицит витаминов, жиров, углеводов;
  • Минимальное количество прогулок;
  • Отсутствие физической нагрузки;
  • Гормональные сбои в подростковом возрасте.

Таким образом, на ухудшение физического, психологического состояния ребенка в любом возрасте влияют внешние и внутренние причины. Если выявить их точно, устранить, справиться с переутомлением получится более эффективно и быстро.

Симптомы переутомления у ребенка

Выявить переутомление помогают наблюдения за ребенком и клинические анализы. Сдавать кровь, записываться на прием к неврологу нужно при высоком уровне утомленности. Если картина не критична, помощь врачей не понадобится.

Если грудничок отказывается от еды, постоянно капризничает, зевает, но не может уснуть, у него беспричинно повышается температура до 37-37,5°С, родителям нужно задуматься о режиме дня малыша, качестве питания и психологическом комфорте новорожденного.

Обращаться к врачу нужно, если родители заметили у ребенка следующие признаки переутомления:

  • Снижено артериальное давление;
  • Бессонница стала хронической;
  • Школьник явно агрессивен, напряжен эмоционально;
  • Ребенок плохо кушает или ест слишком много;
  • Температура снижается или повышается стабильно;
  • У ребенка появляются нетипичные телодвижения, тремор конечностей;
  • Малыш меняет позу во сне каждые 20-30 минут и чаще;
  • Снижена концентрация внимания, потерян интерес к общению, играм, занятиям;
  • Малыш заторможен, скорость реакции на прикосновение, вопросы снижена;
  • Ребенок часто болеет ОРВИ, простудами, ринитом;
  • Кожа лица бледная, под глазами синяки;
  • Снижается вес;
  • Малыши жалуются на тошноту, головную боль.
 

Лечение переутомления у детей

Переутомление лечится комплексно. Ребенку необходимо оказать педагогическую, медикаментозную и психологическую помощь.

В первую очередь, нужно снизить любые нагрузки на тело и центральную нервную систему, то есть дать малышу отдохнуть. По рекомендации педиатра покажите ребенка невропатологу, сходите на прием к семейному психологу. При необходимости узкие специалисты назначат медикаментозное лечение.

Терапия для переутомленных детей чаще оказывается в домашних условиях. Родителям нужно соблюдать следующие простые правила при оказании помощи ребенку:

  • Организуйте режим дня.

Очень важно не отходить от назначенного на сон и занятия времени более чем на 30 минут. Запишите план на плакат, повесьте его в детской.

  • Придерживайтесь режима дня не менее 4 недель.
  • Уделяйте сну не меньше 8 часов ночью для школьника, грудничок должен спать от 10 до 14 часов в сутки.
  • Исключите из жизни ребенка стрессы. Оградите его от общения с незнакомыми людьми или неприятными ему личностями на 3-4 недели.
  • Увеличивайте нагрузки постепенно.
  • Много гуляйте.
  • Запишитесь на расслабляющий и общеукрепляющий массаж.
  • От компьютерных игр, просмотра телевизора на время лечения лучше отказаться полностью.
  • Заваривайте ребенку зеленый чай.
  • Давайте пить гранатовый, свекольный и морковный сок.
  • Следите за питанием ребенка. Оно должно быть богато углеводами и жирами. Увеличьте количество ягод, фруктов, орехов.

Профилактика переутомления у ребенка

Чаще всего главными виновниками хронической усталости у детей дошкольного и школьного возраста становятся родители. Взрослые не учитывают способности малыша переносить нагрузки, быстро адаптироваться к изменениям в режиме дня. Плюс к этому родители зачастую предъявляют завышенные требования к учебе, забывая о здоровье и интересах ребенка.

Чтобы избежать переутомления у детей раннего возраста и школьника, обратите внимание на следующие рекомендации психологов.

Детям хорошо то, что приносит им радость

Не заставляйте любимое чадо заниматься спортом или играет на музыкальном инструменте часами, если это хобби не приносит ребеночку удовольствие. Насилие травмирует психику.

Меняйте род деятельности часто детей

Игра в одну забаву с грудничком более 20 минут не нужно, это быстро утомляет ребенка. Так же и школьнику не нужно писать и читать часами, чередуйте отдых с учебой каждые 30-45 минут.

Уделяйте больше времени физической активности ребенка

Без прогулки и активных игр на улице, в спортивном зале ребенок быстро станет ослабленным и болезненным. Не обязательно профессионально заниматься спортом, достаточно ежедневно гулять не меньше часа в любую погоду.

По мнению врачей и детских психологов, огромную роль в профилактике стрессов и переутомления у детей разных возрастов играет внутренний настрой семьи, атмосфера в доме. Дети, растущие в мире заботы и внимание без фанатичной слежки и прессинга со стороны родителей, более работоспособны и здоровы, в них нет страха перед неудачами, тревоги за неуспехи в учебе, жизни.

 

Подготовила:

Корягина Елена Алексеевна,

 руководитель физической культуры  высшей квалификационной категории

свернуть

Водобоязнь у дошкольников: пути решения проблемы

16.08.2023

Водобоязнь – это форма страха, относящаяся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и глаза. Температурное воздействие и давление воды вызывают скованность движений, появляется затрудненность дыхания. Вследствие этого важным этапом обучения является освоение водной среды, знакомство с физическими свойствами воды – вязкостью, плотностью, выталкивающей силой, сопротивлением, температурой.

Около 5 % детей испытывают страх перед водой. В  каждой группе, находится 1-2 человека с такой проблемой. Эта проблема является очень актуальной при начальном обучении плаванию.

Люди, страдающие боязнью воды, мучаются от осознания своего неумения плавать, от беспомощного состояния в воде и под водой.

В этой статье представлены практические советы по преодолению водобоязни у детей.

Основные причины возникновения водобоязни у детей :

- страх смерти;

- ужас невиданного и неведомого;

- личный опыт утопления (захлебывания, в том числе приобретенный в младенческом возрасте.

Советы по преодолению водобоязни :

1. Как можно раньше начните приобщать ребенка к водным процедурам. Дайте ему тазик с игрушками, после чего игру можно продолжить в ванной. Лейте воду на ребенка из ковша, лейки, начиная с ног. Контролируйте температуру воды. Выберите оптимальную для вашего ребенка.

2. Поговорите с ребенком. Объясните ему, что вода ласковая, чистая, добрая, прозрачная. Положите предметы на дно. Предложите их рассмотреть и достать.

3. Предложите ребенку подуть на воду, как на горячий чай. Обратите его внимание на рябь, которая появилась на воде. Для наглядности используйте какую-либо плавающую игрушку (кораблик, опустив ее в ванну. Предложите подуть на игрушку. Поиграйте с малышом «гоняя» игрушку друг другу.

4. Для освоения следующего этапа нужно научить ребенка делать выдох в воду. Скажите ребенку, что сейчас его будут учить делать волшебные пузыри, которые появятся, если опустив губы в воду, слегка подуть. Покажите ребенку, как это нужно делать. Обратите его внимание, что вода «забурлила». Объясните, что воду после выдоха пить нельзя ни в коем случае, чтобы не захлебнуться.

5. Далее в ванной предложите своему чаду принять горизонтальное положение на спине и груди, опираясь на предплечья.

6. Следующий этап – попросите ребенка принять горизонтальное положение с задержкой дыхания под водой. Скажите что вы сейчас будете играть в «Подводную лодку».

7. Со временем, когда ребенок научится безбоязненно задерживать дыхание под водой, предложите ему выпрямить руки вдоль туловища, а сами поддержите его затылок рукой.

8. Дома можно научить ребенка ритмично работать ногами кролем. На суше покажите, что ноги должны быть прямыми, а носки оттянуты. Далее нужно принять горизонтальное положение в воде. Опираясь на предплечья выполнить движения ногами – вверх, вниз поочередно. Ноги должны быть под водой, чтобы не создавать брызг.

9. Когда ребенок начнет безбоязненно выполнять все вышеизложенные упражнения в ванной, можно приступать к следующему этапу – знакомству с большой водой. Летом это может быть река или море. А в зимний период – бассейн. Помните: вы рядом, вы – пример для ребенка. Попробуйте выполнить все те же упражнения вместе с ним.

Так, постепенно, с помощью родителей, ребенок преодолеет свой страх перед водой. После того как страх исчезнет, у него появится желание научиться плавать. Приобретенный навык поможет ему в дальнейшей жизни. Даже если ребенок не станет спортсменом, он научится плавать, трудиться, добиваться своей цели.

 

Подготовила:

КАВАЛЬЧУК МАРИЯ ЮРЬЕВНА,

 руководитель физической культуры  первой квалификационной категории

свернуть

Движение - жизнь!

08.09.2023

Здоровый ребенок это счастье для родителей. Сам таким он не может стать. С ребенком необходимо заниматься. Ранний возраст – важный период в формировании личности, период, когда закладываются основы физического здоровья. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Очень важно вовремя научить малыша правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть кистями и пальцами рук, выполнять движения в соответствии с текстом, управлять мышечным напряжением.

Движение – основа восприятия и переработки информации об окружающем мире. Именно в процессе движения, сопровождаемого словами, песенками, прибаутками, музыкой, решаются задачи речевого развития ребенка. Уровень сформированности двигательных навыков ребенка раннего возраста является показателем нормального или патологического развития.

     Поддерживайте ребенка в его стремлении быть активным и создавайте условия для этого. Именно движения делают ребенка выносливым, ловким, сообразительным. Сколько должен двигаться здоровый ребенок в течение дня? Двигательная активность зависит от индивидуальных особенностей. 

 Дети со средней активностью, как правило не вызывают у родителей тревоги: поведение у них уравновешенно, они не переутомляются, такой ребенок бегает, прыгает столько, сколько может.

 Другое дело – дети с повышенной активностью. Они не уравновешенны, не могут регулировать свое поведение, быстро переутомляются, не склонны к выполнению упражнений, требующих  точности, координации. Ни в коем случае резко не прекращайте двигательную активность ребенка. Переход должен быть постепенным.

Малоактивные дети не склонны много бегать, предпочитают играть в песочнице, что вполне устраивает родителей. Однако, надо знать, что у таких детей медленнее формируются двигательные навыки. Им не хватает ловкости, выносливости, они избегают подвижных игр со сверстниками.

Как сделать, чтобы ребенок хотел двигаться? Эту задачу поможет решить совместная деятельность детей и взрослых (предложите догнать вас). Хорошо активизируют действия малыша игрушки (мяч). Не теряйте времени, приступайте к обучению ребенка основным движениям.

 Прежде всего, создайте условия! В распоряжении малыша должны быть разнообразные игрушки, пособия (каталки, машинки, ящики и коробки, дорожки из клеенки, надувные бревна, мячи). Движение требует пространства. Выделите в комнате место, где малыш может свободно двигаться. Необходимо также проводить специальные  физ. занятия, привлекать ребенка к участию в подвижных играх, делать с ним утреннюю гимнастику, играть на свежем воздухе.

К трем годам ребенок должен бегать со свободными естественными движениями руками по прямой, к семи – быстро и легко бегать между предметами, по ограниченной площади, с препятствиями, спиной вперед, наперегонки (30 м за 7, 2 сек). К трем годам ребенок уже может подпрыгивать на месте на двух  ногах, к семи – прыгать через скакалку, в длину с места (на 100 см) и с разбега (на 180 см), в высоту с разбега (на 50 см). 

Есть упражнения, которые категорически противопоказаны дошкольнику.

  • Это касается некоторых акробатических упражнений, выполняемых в позиции взрослый-ребенок. Например, поднимая ребёнка, никогда не держите его только за кисти, обязательно целиком за предплечья, так как кости и мышцы запястья еще недостаточно окрепли. Наиболее безопасно поддерживать за бёдра. 
  • Не рекомендуются висы на руках, поскольку они дают чрезмерную нагрузку на суставы и весь плечевой пояс. Попробуйте заменить простой вис на смешанный, когда ребенок упирается во что-то коленями или легко достает опоры носками ног. Не  позволяйте раскачиваться в висе, если ребенок не сможет самостоятельно в любой момент встать на ноги.
  • При обучении лазанью не разрешайте детям залезать выше того уровня, на котором можете их достать (до 2,2 м). Ребенку старше трех лет, в совершенстве овладевшему лазаньем, можно позволить подняться выше.
  • В дошкольном возрасте противопоказаны упражнения с длительным удержанием трудной статической позы (сед на корточках, руки в стороны). Упражнения должны быть динамичными, с включением в работу мышц-антагонистов.
  • Не разрешайте трехлетнему ребенку спрыгивать с высоты  более 20 см, семилетнему- с высоты более 40 см.  Приземление должно быть пружинящим на полусогнутые ноги и выполняться на мягкую основу.

 

Подготовила:

Корягина Елена Алексеевна,

 руководитель физической культуры  высшей квалификационной категории

свернуть

ЗНАЧЕНИЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Очень часто дети опаздывают на утреннюю гимнастику по вине родителей.

Утренняя гимнастика должна стать гигиенической потребностью каждого.

Решить эту проблему можно только общими усилиями детского сада и семьи.

Утренняя гимнастика в коллективе имеет много положительных сторон, и нередко ребёнок в детском саду охотно выполняет упражнения потому, что занимаются все дети. В семье ребёнку надо создавать такие условия, которые бы способствовали эмоциональной настроенности на обязательное выполнение утренней гимнастики.

Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние.

Утренняя гимнастика не только "пробуждает" организм, но и даёт определенный тренирующий эффект.

Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.   Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У малышей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.

Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят, совершенно особенные, задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

У детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь. Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.

В дошкольных учреждениях утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям.

Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку. В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики.

Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка.

Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, который способствует оздоровлению организма ребёнка.

 

 

Подготовила:

Кавальчук Мария Юрьевна ,

 руководитель физической культуры  первой квалификационной категории

свернуть

Организация активного семейного отдыха

12.07.2023

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников, тем более у детей с нарушением осанки и плоскостопия. Для правильного формирования костно-мышечной системы большое внимание следует уделять общему физическому развитию ребенка.  Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. Физическая культура занимает ведущее место в воспитании детей и немалая роль в приобщении детей с раннего возраста к здоровому образу жизни ложится на плечи родителей.

Наибольшее влияние на развитие личности ребенка оказывает семья. Семья это первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает основные умения и навыки деятельности, общения и ведения правильного (здорового) образа жизни. Семья – своеобразная педагогическая академия. Поэтому все, что недополучено в детстве, восполняется с большим трудом, а иногда и вовсе не восполняется. И потери эти во многом являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность.

Совместный отдых семьи – это удивительная возможность всей семьи побыть вместе, узнать друг друга лучше и сблизиться. Семейный отдых – шанс для родителей лучше понять собственного ребенка, увидеть и услышать, чем он живет. Совместный отдых способствует укреплению дружбы, доверия между родителями и детьми. Если проводить свободное время неординарно, то яркие впечатления обеспечены всей семье. Совместных отдых играет важную роль в воспитании детей. Счастливые воспоминания из детства сохраняются на всю жизнь. Так зарождаются семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение и формируются семейные ценности.

Родители совместно с детьми могут:

1. В зимнее время – совершать лыжные прогулки с детьми, кататься на коньках, на санках, совершать пешие прогулки в ближайший лес, парк, лепить во дворе снежные крепости, фигуры.

2. В весеннее и осеннее время – брать детей с собой в однодневные туристические походы, совершать совместный отдых на море, на даче, организовывать совместные дворовые затеи с подвижными играми.

3. В летнее время – загорать, плавать, устраивать шумные, подвижные игры на улице.

4. Устраивать совместные семейные чтения о здоровом образе жизни. (Например, стихотворение А.Барто «Девочка чумазая» вызовет желание малышей умываться и мыть руки с мылом, произведение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала» поможет побороть плохой аппетит, стихотворение С. Михалкова «Про мимозу» расскажет о необходимости закаливания и т.п.)

Приятного активного семейного отдыха!

 

Подготовила:

Корягина Елена Алексеевна,

 руководитель физической культуры  высшей квалификационной категории

свернуть

Спортивный уголок дома

18.05.2023

Нет   таких родителей,  которые  не  желали  бы  своему  ребенку здоровья.   Самый лучший  способ  избежать  болезней,  конечно , физическая культура.   Чтобы   ребенок  хотел  заниматься  физическими упражнениями, советуем оборудовать   домашний     спортивный уголок.

Оборудовать такой уголок несложно: некоторый инвентарь можно приобрести в спортивном магазине, другой сделать самим. 

Обруч. Учите малыша проползать в него, класть на пол – получится «дом». Можно также попросить собрать в обруч только красные игрушки, мячи и т.д.

Коврик– «травка» (жесткий коврик для прихожей). Ходьба по нему укрепляет ножки. Насыпьте на него мозаику, а затем собирайте  её элементы из «травинок» - так будет  развиваться мелкая моторика рук.

Скрученный рулоном матрац или  толстое одеяло. Ходьба по ограниченной поверхности помогает развивать вестибулярный аппарат.

Обычный тазики из пластика. В него можно закидывать или другие предметы. Развивается у детей глазомер, координация.

Подушки от дивана. Можно перепрыгивать, перелезать через них, строить из них различные препятствия.

Большой интерес у дошкольников вызывает ящик (со сторонами 50х50см. и высота 15см), в который они неоднократно залезают и вылезают, сидят там. Перевернув его вверх дном, малыши могут влезать на ящик, спрыгивать с него. Края ящика должны быть гладкими.

К потолку или в дверном проеме на шнуре можно подвешивать большой мяч в сетке, который малыш будет отталкивать, хорошо вытянувшись, а затем, подпрыгнув, будет доставать до него.

По доске, которую вы поместите  в спортивном уголке, ребенок ходит, упражняясь в равновесии, ползает по ней на четвереньках, перешагивает через нее. Длина такой доски 1,5-2м, ширина 20-30 см.

В спортивном уголке дома должны быть мелкие физкультурные пособия: мячи разных размеров, от маленького до большого надувного мяча, обручи диаметром 15-20 см, 50-60см, скакалки.

Можно самим сшить мешочки, наполнить их песком или солью. Маленькие (6-9см.. масса 150гр.) метать в цель  и большие (12-16см. масса 400гр.) для развития  правильной осанки, нося их на голове.

Небезопасно для жизни и здоровья:
-Не рекомендуется заниматься физической культурой на кухне, где воздух насыщен запахами газа, пищи, специй и т.д.;
-Следите за тем, чтобы в поле деятельности не попадали предметы, которые могут разбиться или  помешать движениям;
-Желательно перед занятиями и после них проветривать помещение;

- Используются маленькие предметы только под присмотром взрослого члена семьи.

 

 

Подготовила:

Корягина Елена Алексеевна,

 руководитель физической культуры  высшей квалификационной категории

свернуть

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ   

04.09.2023

   

Плавание и упражнения в воде являются эффективным средством физического воспитания и закаливания организма человека. Плавание повышает устойчивость организма к воздействию окружающей среды, низких температур, является средством профилактики простудных заболеваний. Вода обладает высокой теплопроводностью, чем и объясняется ее сильное закаливающее воздействие.

          Во время плавания происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает ассиметричное напряжение межпозвонковых дисков, создаются благоприятные условия для роста тел позвонков. Одновременно происходит укрепление мышц позвоночника, улучшается работа мышечно-связочного аппарата.      

Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребёнка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма. Прежде всего, мышечная система ребёнка дошкольного возраста развита слабо, её масса составляет 22-24% массы тела. Мышцы ребёнка содержат больше воды, в то же время в них меньше белковых и неорганических веществ, их механическая прочность ниже. У ребёнка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки. Плавательные движения ребёнок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно развитым к 3-5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей, занятия плаванием особенно благоприятны. У детей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движением. При плавании ребёнок дышит чистым, лишённым пыли и достаточно увлажнённым воздухом. Систематические занятия плаванием, купание, благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников. Жизненная ёмкость легких возрастает у них до 1800-2100см3.Так же плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство. При плавании подъёмная сила воды, поддерживающая ребёнка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорно- двигательный аппарат скелета, особенно на позвоночник. А большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить заболевание плоскостопием. Плавание является столь необходимым умением, как и умение, бегать, прыгать, ходить на лыжах и т.д.Задачи плавания заключаются в том, чтобы дать детям возможность привыкнуть к условиям необычной для них среды, освоится в воде, привить им привычку и любовь пользоваться водой.

Регулярные занятия плаванием оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка, стимулируя умственную деятельность, повышая работоспособность, эмоциональную устойчивость, обеспечивая крепкий сон. Занятия плаванием полностью исключают получение во время тренировок травм опорно-двигательного аппарата, сотрясения, переломы.

           Вода - природный целитель и друг человека, если он умеет плавать, и коварный потенциальный враг для не умеющих держаться на воде. Чтобы плавать, не нужно обладать особыми способностями. Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная с детей дошкольного возраста. Важно начать заниматься плаванием и полюбить его. И помнить, что хорошим пловцом может стать каждый – было бы желание!!!

 

Подготовила:

Кавальчук Мария Юрьевна,

 руководитель физической культуры  первой квалификационной категории

свернуть

Советы родителям

30.04.2023

Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни?

 

  • Постоянно следить за состоянием своего здоровья и здоровья своих детей.
  • Обеспечивать полноценное и рациональное питание семьи (обращать внимание на полезность, калорийность и режим питания).
  • Осуществлять заботу о повышении иммунитета членов семьи (принимать витамины, особенно в зимнее – весенний период и во время массовых заболеваний). Употребление витаминов снижает риск заболеваний в 2 раза.
  • Соблюдать режим в семье в выходные создавать условия для прогулок –2 раза в день от 2 до 4 часов; для дневного сна детей.
  • Обеспечивать здоровую гигиеническую обстановку (регулярно проветривать помещение, делать влажную уборку, следить за достаточным освещением и влажностью, обучать ребёнка уходу за своим телом: с 3лет дважды в день чистить зубы, полоскать рот после приёма пищи, ежедневно принимать душ, менять нательное бельё).
  • Осуществлять закаливание в семье.
  • Создавать благоприятную психологическую атмосферу в семье (не выяснять отношения между взрослыми членами семьи при детях). В счастливых семьях заболеваемость даже в периоды эпидемий в несколько раз ниже.
  • Активно заниматься физкультурой и спортом (делать утреннюю гимнастику, активно проводить отдых, чередовать виды деятельности, не допускать переутомления детей).
  • Формировать у детей интерес к оздоровлению собственного организма, пониманию того, что здоровье – это главная ценность человека. Учить ребёнка жить в гармонии с собой и окружающим миром.
  • Не иметь вредных привычек, а при их наличии – избавляться, так как они пагубно влияют на детский организм. У курящих родителей, например, дети гораздо чаще болеют бронхолёгочными заболеваниями.
  • Осуществлять активное взаимодействие с дошкольным учреждением по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

Подготовила:

Корягина Елена Алексеевна,

 руководитель физической культуры  высшей квалификационной категории

 

 

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

свернуть

Игры, которые лечат

03.03.2023

Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем у лучших специалистов, достаем наиболее эффективные лекарства, стараемся обеспечить покой.

     Это все правильно при сложном течении заболевания. Однако есть еще ряд моментов, которые ускользают от нашего внимания. Так, очень важную роль играют психофизиологические особенности детского организма. Психоэмоциональное состояние играет положительную роль в выздоровлении. Если у взрослых людей более 70% заболеваний носят психосоматическую основу, т.е. заболевание является реакцией организма на наши психоэмоциональные проблемы, то у детей часто болезнь является результатом восприятия беспокойства и озабоченности родителей. А именно в таком состоянии мы пребываем, когда болеют дети. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению ребенка. Другая особенность организма ребенка – постоянный рост органов. Следовательно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, то есть к органам, находящимся в движении. Кроме того, известно, что мышечная система в раннем возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами. Ограниченное движение негативно сказывается не только на больном органе, но и на нервной, эндокринной системах в целом. Ограничение движений влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения.   Эти наблюдения о роли движения в развитии и здоровье человека нашли отражение в целой области медицины – лечебно-профилактическая физкультура.

     Однако, психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что это "надо" и "полезно", а потому, что ему нравится. Именно поэтому с детьми проводятся адаптированные, измененные в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний. Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствуют потребностям растущего организма в движении. В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому, и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет. Рекомендуется и родителям играть в эти игры со своими детьми. Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искренний смех и у детей, и у их родителей. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку "уйти" в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви заботы радости. Это является мощнейшим терапевтическим фактором.

    За консультациями по этому вопросу можно обратиться к книге А.С. Галанова "Игры, которые лечат" и к руководителю физического воспитания учреждения дошкольного образования.     

Вот только несколько примеров таких игр.

  Болезни дыхательной системы.

1."Пастушок дудит в рожок" – игра на дудочке, рожке.

2."Бульканье" – вода с водой и соломинка (коктейльная трубочка), дуть через соломинку.

  1. "Шарик лопнул" – имитируют надувание шарика руками, разводя руки в стороны, вдыхая носом, а выдыхая ртом.
  2. "Перышки" – сдувание перышек с поверхности.

 

 Болезни сердечно-сосудистой системы.

1."Вверх по папе-горе"- взрослый сидит на стуле с выпрямленными ногами. Ребенок ставится на ноги взрослого и, держась за руки взрослого, поднимается по его ногам вверх.

  1. "Ладушки" – ребенок выполняет хлопки из разных положений: перед собой, над головой, за спиной, лежа на спине и на животе.
  2. "Мячи разные кидаем" – подбрасывание вверх и ловля мяча.

 

После перенесенных инфекционных заболеваний.

1."Поймай мячик" – взрослый катит мяч с горки, ребенок его ловит.

  1. "Ежик вытянулся-свернулся" – ребенок лежит на спине, ноги и руки вытянуты. Затем, поднимая верхнюю половину туловища к коленям, наклоняется вперед, т.е. группируется и опять ложиться.
  2. "Мишка-танцор" – ребенок берется с взрослым за руки, оба подпрыгивают и танцуют на месте, слегка продвигаясь вперед-назад и в стороны.
  3. "Выполни команду и не ошибись" - дети закрывают глаза и должны делать то, что говорит взрослый: выдвинуть нижнюю челюсть вперед, в сторону, поднять язык вверх, надуть щеки.

 

 БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

 

Подготовила:

Корягина Елена Алексеевна,

 руководитель физической культуры  высшей квалификационной категории

свернуть