Растим маленького патриота

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в  нашем государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата традиционного  патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

   Учебная программа дошкольного образования и образовательные стандарты дошкольного образования  предусматривают формирование представлений  у воспитанников о своей малой Родине, народных и государственных праздниках, о символах белорусского государства, Беларуси, достопримечательностях родного города, села, столицы республики, о людях, прославивших нашу Родину, Президенте Республики Беларусь, воспитание  у детей  любви к родной земле, развитие стремления глубже познать язык и природу Беларуси, своего  региона; формирование знаний о культурно-историческом прошлом белорусского народа, а также чувство гордости и ответственности перед своей Родиной. В соответствии с планом мероприятий по формированию в обществе культа государственных символов Республики Беларусь, особое внимание уделяется формированию системы воспитания уважения и гордости за государственные символы Республики Беларусь.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание и современные подходы к нему»

05.01.2024

На современном этапе, когда происходят значительные изменения в жизни общества, актуализируется проблема воспитания маленького гражданина и патриота своей страны.

         Патриотическое воспитание детей – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

         Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период, по своим психологическим особенностям, наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны:

-высокая восприимчивость,

-легкая обучаемость,

-безграничное доверие взрослым,

-стремление подражать им,

-эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

         Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности. Но это качество не возникает у людей само по себе. Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать с младшего дошкольного возраста с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живёшь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город – край знаменитых земляков. У ребёнка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и всё, что с ними связанно. Для достижения этой цели перед педагогами учреждений дошкольного образования ставится ряд задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;

- формирование у воспитанников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;

- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

Успешность развития детей при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. С этой целью с детьми организуются:

-занятия,

-игры,

-беседы,

-разные формы познавательной практической деятельности,

-художественная деятельность,

-праздники и развлечения;

-труд;

-образовательные услуги.

Воспитывая у детей любовь к малой родине, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.

Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста отражено в учебной программе дошкольного образования. Образовательная программа акцентирует данное направление в образовательных компонентах образовательных областей «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа», «Искусство». Эффективному усвоению детьми представлений по данным областям содействует тематическое планирование, так как темы логически связаны между собой и составляют целостное представление о Родине. Культура малой Родины должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

   Еще одним немаловажным условием для формирования любви к малой Родине является создание в группах соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Необходимо организовать центр краеведения, где должен быть представлен материал для ознакомления детей с природой родного края, города, экологией, его достопримечательностями, хозяйством, особенностями населения, историей и культурой. Также вносить элементы этнографии в различные игровые центры.

Одной из наиболее целесообразных форм работы по воспитанию любви к малой Родине и для решения задач патриотического воспитания является проектная деятельность. Во - первых, она позволит ребёнку почувствовать себя исследователем, самостоятельным человеком. Во - вторых, проектная деятельность позволяет объединить детей, педагогов, воспитателей в практической деятельности, наиболее эффективно позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.  Использование метода проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков, стимулирует развитие самостоятельности и ответственности. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями жизни ребёнка, а также заинтересовать его и увлечь в эту деятельность. Цель данной проектной деятельности: создание системы работы воспитателя в группе, с привлечением родителей, способствующей формированию положительного отношения к малой родине, воспитанию у дошкольников интереса и любви к семье, к природе, родному городу, с помощью организации краеведческой работы в группе.

Важным условием эффективного осуществления работы по ознакомлению с родным краем является и тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Родители могут стать непременными участниками не только в рамках семьи, они могут оказать действенную помощь в сборе материалов по родному краю, проведению экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры, на предприятия города, организации выставок и т.д.

Целенаправленная работа по формированию любви к родному городу, краю, их культуре и быту способствуют развитию личности в духе патриотизма. Поэтому наша задача – научить детей любить свой город, свой родной край, а, следовательно, больше узнавать о нём, уметь ценить его историю.

Научим ребёнка любить малую Родину – значит, сумеем воспитать гражданина, которому можно доверить страну.

свернуть

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с достопримечательностями родного края»

02.02.2024

Любовь  ребёнка дошкольного возраста к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу. Воспитать любовь к Родине, родному городу (как начало патриотизма и первых чувств, гражданственности) - значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной действительностью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка. Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет всё его ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со всей страной. Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком те, которые ему наиболее доступны: дом, детский сад, родной край, люди, живущие в этом краю, традиции, общественные события.

Невозможно говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определённых знаний о нём. Отбор и систематизация таких знаний проводятся в соответствии с задачами гуманного воспитания, а также с учётом умственных возможностей дошкольников; принимаются во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т.е. уровень умственного развития ребёнка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания, в процессе ознакомления детей с необходимым материалом создаются благоприятные условия для дальнейшего умственного развития; детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что «мы должны вооружить ребят знаниями, давать им больше методов изучения окружающего», «давать детям умение отображать и практически действовать».

На занятиях дети получают знания о своём крае, о событиях, происходящих в стране. Поскольку главная цель сообщения этих знаний детям - формирование у них определённого отношения к собственной жизни, воспитание патриотических чувств, педагогу следует продумать форму, структуру занятия, средства, методы, позволяющие реализовать поставленную задачу, он должен подумать об использовании специальных приёмов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку занятия.

Тематическое планирование поможет педагогу правильно дозировать познавательный материал, устанавливать логическую связь между различными сообщаемыми детям знаниями. Правильная дозировка материала во многом определяет качество усвоения. Слишком малый или наоборот, чрезмерный объём материала не будет способствовать должной мыслительной деятельности.

Воспитание любви и привязанности к родному городу требует большой опоры на когнитивную сферу, на воображение ребёнка и память. Для ребёнка город конкретизируется улицей, т.е. он осознает себя, прежде всего, жителем своей улицы. Чтобы дети «почувствовали» свой город, им нужно о нём рассказать и показать его, познакомить с его достопримечательностями.

Задача воспитать чувство привязанности к какой-то части города трудновыполнима. Однако воспитатель рассказывает детям о своих любимых местах в городе, старается через иллюстрации, фотографии показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например, о парках, памятниках. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызвал интерес, желание посетить эти места. Так, при ознакомлении с природой родной страны акцент следует делать на её красоте и разнообразии, на её особенностях. Дети при этом получают представления о том, какие животные обитают в наших лесах, какие деревья растут, какие цветы характерны для белорусских лугов. Закрепляются эти представления в рисовании, аппликации, особенно если они выполняются вместе как коллективная работа.

Начиная со старшей группы, необходимо проводить работу по знакомству детей с историей родного города: почему город возник именно на этом месте, объяснить названия улиц, показать репродукции памятников, организовывать экскурсии. Работу по знакомству дошкольников с достопримечательностями города проводить в определённой последовательности, с постепенным усложнением: история возникновения города; история названия улиц города; здания города; знакомство с людьми, прославившими  город; места отдыха жителей города. Рассказы по знакомству с родным городом  всегда сопровождаются наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками. В процессе рассказа воспитатели обращаются к детям с вопросами, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, дать возможность попробовать догадаться самому. Внимание детей  нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей. Взрослые должны рассказать о городе, показать его. Нужно показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Воспитатель может провести беседы о памятниках, о достопримечательных местах родного города и т. д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес. Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании дня города. Свои впечатления дети должны отразить в рисовании, конструировании. Можно изготовить подарки к праздникам.

Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

Основной формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приёмы сравнения (город раньше и теперь), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д. Следует подчеркнуть ещё раз, что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изобразительной деятельностью (например, «Мой город», «Столица нашей Родины -Минск»). Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Продолжением работы является знакомство детей с другими городами Беларуси, с гимном, флагом и гербом государства. Одно из  занятий нужно посвятить знакомству с гербом родного города. Но сначала детям рассказать о том, что такое герб, когда и где впервые возникли гербы, что на них изображалось и почему.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребёнком выступлении или снятом фильме. Причём воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая её «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребёнку.

Эффективно использовать при ознакомлении старших дошкольников с достопримечательностями родного края метод проектов. Целью проекта является осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение детей к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. В основу проекта положен ряд принципов. Принцип историзма реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Принцип гумманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству. Принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др. Принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с семьёй,  детской библиотекой, музеями города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями родного края.

Е.А. Кац обращает внимание на необходимость формирования у дошкольников исторических представлений через все виды детской деятельности и предлагает соответствующую программу. По её мнению, рассказы, синтезирующие сведения о традициях предков, их многообразной деятельности, сделают понятными и доступными для детей дошкольного возраста многие исторические события. Автор отмечает, что знания по истории обеспечат формирование человека-гражданина и патриота, обращение к национальным традициям и культуре. Исторический экскурс для дошкольников поможет также расширить кругозор детей об окружающем их мире, удовлетворить познавательную потребность, воспитать уважительное отношение к историческому и культурному наследию.

О.Г. Тихонова считает необходимым проводить работу, направленную на приобщение старших дошкольников к наследию духовной и материальной культуры на основе музейных экспозиций. По её мнению, наибольший познавательный эффект имеют экскурсионные циклы, основная цель которых - развивать интерес к национальной культуре и воспитывать уважительное отношение к своей истории.

Таким образом, в знакомстве с родным краем, с его достопримечательностями заложены возможности для патриотического воспитания, при этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает, окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные запоминающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, её природе, истории, культуре, людям.

свернуть

Виртуальная экскурсия как средство ознакомления детей дошкольного возраста с многообразием родного края

13.03.2024

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего  образовательного процесса.

Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения и способы, средства, методы, формы обучения и воспитания детей. Нужны новые формы работы, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта. Важно формирование у детей дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своей малой родине на основе разнообразия форм работы.

Экскурсия - это форма организации работы, при которой дети дошкольного возраста  выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, промышленного производства) для непосредственного ознакомления с ними. Такая форма работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях.

Цель подобных экскурсий - экологическое воспитание детей, понимаемое как одна из составляющих нравственного формирования личности. Поэтому в содержании экскурсий основную роль играет формирование осознанного и бережного отношения к объектам живой и неживой природы.

Экскурсия выполняет целый ряд функций:

-реализует принцип наглядности обучения;

-повышает научность образования и укрепляет его связи с жизнью и практикой;

-расширяет кругозор;

-такая форма работы выполняет интегративную функцию.

Но у нас нет возможности, например, воочию полюбоваться красотой природы разных уголков нашего края. Что же делать?

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов.

При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему.

Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Также в качестве мультимедиаресурсов выступают видеофрагменты. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов - показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых возможно лишь виртуально.

Применение компьютерных слайдовых презентаций имеет следующие достоинства:

– объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы; 

– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия;

– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

– компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с воспитанниками.

Итак, привлекая детей непосредственно к созданию разного рода

мультимедиаресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности, особенно это актуально для детей старшего дошкольного возраста, которые уже могут  с помощью родителей создать свою презентацию.

В связи с внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий - виртуальные, интерактивные экскурсии.

Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual- похожий, неотличимый.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

Виртуальная экскурсия в работе с детьми дошкольного возраста позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства.

Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с воспитанниками.

Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ребята не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой воспитатель совместно с группой обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления детей; намечает творческие задания для них: нарисовать увиденное, подготовить рассказ, составить альбомы.

Несмотря на кажущуюся простоту проведения виртуальных экскурсий на занятии, воспитатель может столкнуться с рядом проблем. В данном случае на помощь педагогу могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные им самим. Такие мультимедийные экскурсии также относятся к разряду виртуальных, но для их организации нет необходимости подключения к сети Интернет. Достаточно иметь компьютер и мультимедийный проектор.

Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты знаменитых людей, фотографии с объектами и достопримечательностями города.

Таким образом, использование виртуальных экскурсий делает образовательный процесс в детском саду более интересным, качественным, результативным. 

Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный процесс, необходимо представить ребёнку всё разнообразие присущих ему видов деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между собой.

Таким образом, любая новая форма работы с детьми является тем самым педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное - может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, воспитании в нём такого качества, как креативность.

свернуть

Дзесяць крокаў да беларускай мовы

Кансультацыя для бацькоў "Дзесяць крокаў да беларускай мовы"

Аўтар: Кандратовіч Ю.С., намеснік загадчыка па асноўнай дзейнасці

свернуть