Советы музыкального руководителя

ЗДРАВСТВУЙТЕ, УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ НАШЕЙ СТРАНИЦЫ!

Вас приветствуют музыкальные руководители государственного учреждения образования "Детский сад аг. Сеница"

Верховина Вероника Александровна

Гадаева Ирина Сергеевна

Основная задача нашей работы — приобщить ребёнка к прекрасному миру, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов, через движение, через театрализованную деятельность осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.

 

Кто же такой музыкальный руководитель в детском саду?

Музыкальный руководитель детского сада – это особая профессия. Мы должны всё уметь делать. Играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, сочинять стихи, писать сценарии и т. д. Мы должны поднимать настроение детям и их родителям, должны постоянно учиться, быть психологами и дипломатами, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду, администрацией, родителями по поводу организации праздника и другим вопросам.

Музыкальный руководитель это не только затейник, сценарист и режиссер праздников. В первую очередь это универсальный мастер, без которого невозможно развитие детей! Ведь музыка вмещает в себя весь мир ребенка, является языком его души!

Музыкальные занятия детей в детском саду — это вступление в необычный, удивительный мир музыки.

Музыка – это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребёнка.  

Музыка становится для детей доступным средством выражения настроений, мыслей, чувств. 

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

Дети и музыка

06.02.2024

Попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый вопрос – нужно ли слушать детям музыку, а если нужно, то какую?

Каждый человек понимает, что музыка играет в нашей жизни очень немалую роль. Она помогает человеку и в работе, и в отдыхе, музыка способствует как релаксации, так и стимулирует активную деятельность.

Основными музыкальными характеристиками являются мелодичность и тембр, а также темп и громкость звучания.

Каждая нота имеет свой частотный диапазон. Каждая мелодия, каждая песня – это последовательность звуков определенной частоты. Именно сочетание (набор) определенных частот способен влиять на человеческую психику совершенно по-разному.

Музыка способна вызывать у человека те или иные психические переживания и эмоции. Современная музыка к тому же использует очень большой набор музыкальный инструментов, которые влияют на восприятие человеком музыкального произведения.

Какой должна быть детская музыка?

Теперь мы и подошли непосредственно к вопросу влияния музыки на детей – на воспитание их духовных качеств посредством влияния музыки на детскую психику. Музыка давно проникла во все сферы воспитания и развития детей, а соответственно роль ее трудно переоценить.

Мультфильмы, детское кино, детские театральные спектакли и представления, детские песни – все это просто немыслимо без музыки. Но музыка как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос – какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? Да, это не ошибка! К сожалению, музыка может навредить! И только вы можете помочь вашему ребенку избежать этого!

Как знакомить детей с музыкой?

Есть несколько простых правил, следуя которым вы обязательно избежите проблем, а соответственно ваш малыш будет в полном порядке.

  1. Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные экспериментыпоказали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают!
  2. Отбирайте музыкальные произведения с мелодичным и легким звучанием, без ярко выраженных ударных партий,так как они способны зомбирующе действовать на психику.
  3. Минимум низких частот. Соблюдайте это правило, так как, давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка.
  4. Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.
  5. Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. "Звуковой шок" может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!
  6. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку – именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!!!
  7. Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними.
  8. При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.
  9. Прослушивание музыки у детей до 3-х лет должно занимать не более часа в сутки. После 3-х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.
  10. Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.

Музыка в развитии детей

Часто родители задают вопрос о целесообразности своего решения "отдать" ребенка в музыкальную школу. Здесь все зависит, прежде всего, от конкретного ребенка. К сожалению, есть много случаев, когда малыш занимался музыкой не по своей воле, а лишь по настоянию родителей и по окончании музыкальной школы ни разу не подошел к инструменту. Но есть множество и совершенно обратных примеров.

Подчас в возрасте 6-7 лет малыш еще не знает точно, чем он хочет заниматься. Можно попробовать выяснить его предпочтения. Сходите вместе на концерт классической музыки. Дома или по дороге домой обсудите с ребенком, увиденное и услышанное, спросите его, какой инструмент понравился больше всего, на каком бы он хотел научиться играть?

Попробовать увлечь музыкой можно, но, если вы увидите, что вашему сыну или дочери перестали приносить радость занятия в музыкальной школе, лучше что-то предпринять.

Еще хотелось бы напомнить всем родителям, что музыка окружает нас в самые разные моменты наши жизни.

Учите малыша слышать ее, обращайте внимание на эмоциональную окраску того или иного произведения, маршируйте с малышом под ритмичную музыку, кружитесь под звуки вальса.

 Научите сына или дочь слышать "музыку леса" – журчание ручья, шелест листьев, стрекотание кузнечиков.

Обращая внимание малыша на подобные "мелочи", вы учите его душевной чуткости и пониманию, наполняете его душу и сердце эмоциями.

 

Подготовила: Верховина Вероника Александровна,

музыкальный руководитель первой квалификационной категории

свернуть

Игровой массаж на музыкальных занятиях

18.01.2024

Массаж — метод, который позволяет успешно решать проблемы как профилактики, так и лечения различных заболеваний. Это и делает массаж популярным, особенно в детской практике.

Задачи игрового массажа:

- приобщение дошкольников к здоровому образу жизни;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие артикуляции;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- развитие музыкального слуха;

- развитие вокальных навыков.

В зависимости от цели массаж может быть тонизирующий или расслабляющий. Тонизирующий массаж проводится в более быстром темпе, применяются все основные приемы, но растирание и разминание выполняются более энергично, больше используется ударных приемов. Расслабляющий массаж отличается плавностью и равномерным ритмом движений, применяется большое количество поглаживаний, расслабляющих вибраций.

Основные приемы игрового массажа:

- поглаживание (поглаживание данной области тела, производимом в определенном направлении поглаживание, граблеобразное, щипцеобразное. С него обычно начинается и заканчивается массаж);

- растирание (смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях);

- разминание (смещение тканей с захватом);

- ударные приемы (легкое постукивание);

- вибрация (передача колебаний руки на массируемые ткани ребенка, бывает прерывистая и непрерывная);

- комбинирование (разминание и потряхивание, сдвигание и надавливание, сжатие и растяжение, растяжение и вибрация, надавливание и вибрация, надавливание и растирание).

Детский массаж очень полезен для правильного развития малыша, способствует развитию моторики, укреплению мышц, благотворно влияет на нервную и иммунную системы ребенка, делается также с профилактической целью многих детских заболеваний. В детском саду используются различные виды игрового массажа: пальцев рук, головы, лица, ушей, шеи, биологически активных точек, всего тела. В идеале, игровой массаж для детей должен представлять комплекс различных приемов, сочетающих:

Музыкотерапию;

Дыхательную и артикуляционную гимнастику;

Непосредственно массажные движения;

Детские песенки, стишки, прибаутки;

Пальчиковые, речевые игры.

СОРОКОНОЖКИ

Две больших сороконожки побежали по дорожке (простучать пальчиками от головы до пяток).

Все бежали и бежали, и друг дружку обгоняли (повторять несколько раз, увеличивая темп постукиваний и ускоряя интонацию).

До чего ж они устали (перейти на спокойные поглаживающие манипуляции).

Передохнули? (на этот вопрос ребенок должен энергично закивать).

Вот и снова побежали (сделать все манипуляции заново).

На музыкальных занятиях массаж проводится под музыку – слова пропеваются или музыка звучит просто фоном. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук. Дети постарше становятся героями известных сказок, песен, представляют себя скульпторами, художниками, которые «лепят» или «рисуют» свое тело и лицо.

НЕВАЛЯШКА

Исходное положение: Дети сидят на стульях перед педагогом.

Неваляшка, неваляшка (массирование точки возле переносицы).

Качи - кач, качи - кач, (наклоны головы влево-вправо)

Ой, красивая милашка (массируем точки на шее).

Качи - кач, качи – кач.

Неваляшке не сидится, (массирование точки возле ушей).

Она любит веселиться, (хлопки в ладоши).

Наклоняется вперёд, (наклон головы вперёд)

Влево, вправо,

влево, вправо.

Поворот. (круговое движение головы).

Неваляшку мы качаем, (массирование шею и покачиваем головой).

Очень весело играем. (сжимать и разжимаем пальцы рук).

Раз, два, три, четыре, пять, (ладони раскрыты, пальцы по очереди встречаются, левые с правой рукой).

Мы устали с ней играть. (закрыть ладонями лицо).

ДОЖДИК

Исходное положение: Дети сидят на полу, вытянув ноги.

Мы по улице идем, (пальцами рук перебирать, нажимая вниз по ногам),

Дождик капает кругом. (поочередно сжимать и разжимать кисти рук)

Раз, два, три, четыре, пять, (поочередно массировать пальцы)

Надо зонтик раскрывать (соединить руки над головой)

Мы по лужам шлепаем (хлопки ладонями по бедрам)

И ногами топаем! (постукивание кулаками по бедрам)

Ловим капли мы руками, (поочередно разжимать кулаки обеих рук)

Раз, два, три! (3 хлопка)

И качаем головами (качать головой)

Посмотри! (потянуться вверх).

КОТИК

Исходное положение: Дети сидят на стульях перед педагогом.

Ходит котик потихоньку, лапки мягкие идут (похлопывание ладонями по ногам)

Если мышку он увидит, (круговые видения указательными пальцами в уголках глаз)

Лапки быстро побегут (быстро перебирать пальцами по ногам).

ВОТ НА УЛИЦЕ МОРОЗ

Вот на улице мороз! (поглаживают руки)

Ну-ка, все потрите нос! (трут кончик носа)

Ни к чему нам бить баклуши (грозят правым указательным пальцем)

Ну-ка, взялись все за уши:

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели! (указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей и вращают их вперед, затем назад)

По коленкам постучали, (стучат ладонями по коленям)

По плечам похлопали, (скрестив руки на уровне груди, хлопают ладонями по плечам)

Ножками затопали! (топают ногами)

свернуть

Для чего нужна музыка в детском саду

06.09.2023

Все начинается с детства, в том числе и культура – и общая, и художественная, т.е. связанная с приобщением к искусству. Её основы закладываются уже в детском саду, на занятиях музыкой, рисованием, художественной литературой, театром. Детский сад беднеет и «гаснет», если дети лишаются даже одного из этих видов занятий, каждый из которых вносит свой уникальный вклад в общее и художественное развитие ребенка. Велико влияние искусства и художественного образования на человека в период его становления.

Прежде всего, нужно сказать о значении музыки в развитии эмоциональной сферы личности.

Известно, что эмоциональная сфера является ведущей в психическом развитии в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, развитии его высших психических функций, регуляции поведения. Известно также, что гармония личности ребенка возможна только при условии нормального, синхронного развития двух основных сфер его психики – интеллектуальной и эмоциональной, при условии «единства интеллекта и аффекта»… Умение слышать, распознавать и воспроизводить музыкальные элементы в комплексе (мелодика, ритмика, сопровождение и т.д.) – очень сложная координационно-интеллектуальная задача.

У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать человеку приводить свой внутренний мир в состояние гармонии, равновесия, радости и полета, а также служить средством общения.

Известный психолог Л.С.Выготский писал о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшегося у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логическое и интеллектуальное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда «обесчувствованию» способствует технологизация жизни. Замыкаясь на телевизоре, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, поэтому работа по развитию эмоциональной сферы очень актуальна и важна.

Праздники в детском саду

И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников, которые также называют утренниками. Малыши радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям представляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания. Но утренники в детском саду устраиваются не только для того, чтобы порадовать родителей и воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника. Есть и другие, более важные цели и причины.

Зачем нужны праздники в детском саду?

Во-первых, подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике. Кроме того, вы можете оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован. Надо сказать, что на утренники в ясельных группах родителей могут и не пригласить, потому что малыши нередко реагируют слезами на появление родителей и теряют весь интерес к празднику.

Проводятся праздники – Осенний, Новый год, 8 марта, Выпуск в школу и другие, которые способствуют всестороннему развитию детей.

Подготовка к празднику в детском саду

Если вашему ребенку досталось домашнее задание к празднику в виде стихов, которые нужно выучить, то постарайтесь обыграть этот момент так, чтобы ребенок воспринял это, как развлечение, а не как что-то обязательное. Лучший способ выучить что-то наизусть – в многократном повторении, но ваша задача – сделать это ненавязчиво. Если у малыша что-то не получается, не показывайте своего раздражения или беспокойства, потому что дети впитывают наши эмоции, как губки. Если же ребенок категорически не хочет рассказывать стихотворение на утреннике, потому что стесняется или потому что не может запомнить стишок, скажите об этом воспитателю, иначе праздник в детском саду превратится для ребенка в наказание.

 

Подготовила:

Верховина Вероника Александровна,

музыкальный руководитель первой квалификационной категории

свернуть

Классическая музыка в жизни ребёнка

15.02.2023

Не сомневаюсь в том, что каждый из вас, дорогие мамы и папы, хочет воспитать своего ребенка духовно богатым, эстетически образованным, позитивно настроенным на окружающий его мир. И я, как педагог, с вами абсолютно солидарна. Скажу больше: это моя главная профессиональная и педагогическая задача! На протяжении всей моей педагогической работы я ищу ответ на важный вопрос: как привить ребятам чувство возвышенного отношения к музыке, как научить отличать настоящее искусство от грубой подделки. Где та «золотая середина», которая поможет устоять в мире музыки? Казалось бы, к нам в детский сад приходят 2-3-летние малыши, с которыми можно начинать работать, как говорится, «с чистого листа». Но и они уже успели нахвататься это пресловутой «попсы» и, не научившись еще как следует говорить, уже выпевают разные «муси-пуси». А сколько раз на мои просьбы к ребятам спеть свою любимую песню, они исполняли хиты Верки Сердючки, Глюкозы и той же Кати Лель! Начинать решать эту нелегкую задачу надо с самого раннего возраста. Ведь первые звуки, которые слышит новорожденный – это напевные звуки колыбельной. И поет эти напевные мелодии малышу его мама – самый родной и близкий на свете человек. И именно пению колыбельных мы, взрослые, уделяем незаслуженно мало внимания. А ведь они очень просты в исполнении и в то же время так богаты в проявлении чувств. Пойте колыбельные своему малышу почаще и не только в младенческом возрасте, ведь для нас наши дети всегда остаются детьми. Спойте вместе в тихий вечерок колыбельную – и эти минуты душевного единения останутся надолго и в вашей памяти и в памяти вашего ребенка. И, конечно же, мы все очень хотим, чтобы детство наших детей было счастливым и продуктивным. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. И очень важно, чтобы этот опыт основывался на лучших образцах мировой музыкальной культуры. Я абсолютно уверена, что это должна быть классическая музыка классическая. Заранее предвижу скептический вопрос: а не рано ли ребенку – дошкольнику слушать классику, понятен и интересен ли ему этот музыкальный язык? С уверенностью отвечу: нет, не рано! Во-первых, я с большой тщательностью и соблюдением всех возрастных особенностей подхожу к подбору музыкального репертуара. Во-вторых, мои убеждения подтверждены исследованиями ученых – психологов. Их выводы однозначны: классическая музыка стабилизирует эмоциональное состояние человека и оказывает развивающее действие, в то время как тяжелый рок, диско, поп-музыка уменьшают объем внимания и памяти, «отупляют» человека. Программа воздействия музыки на человека (по результатам исследований педагогов–психологов):

Музыкальные произведения Бах Кантата №2 ; Бетховен «Лунная соната; Свиридов. «Романс»- уменьшают раздражительность и разочарование, повышают чувство принадлежности к природе, частью которой мы являемся.
Шопен.Вальсы ; Штраус.Вальсы; Рубинштейн. Мелодия –уменьшают чувство тревоги, повышают уверенность в благополучном конце происходящего.
Моцарт.Маленькая ночная серенада; Вивальди.Времена года («Весна»); Брамс. Венгерские танцы - поднимают общий жизненный тонус: улучшают самочувствие, повышают активность, улучшают настроение.
Музыкальная классика обладает поистине волшебной силой! Ее можно слушать бесконечно, и каждый раз открывать для себя что-то новое, красивое, возвышенное. А наши маленькие слушатели, с их пока еще «незаштампованным» сознанием, воспринимают классическую музыку легко и по-своему уникально. Я приглашаю всех без исключения родителей посетить наши музыкальные занятия, и вы сами увидите восторженные детские глаза при прослушивании фрагментов из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Апрель. Подснежник» Чайковского. Могу привести еще один пример: знакомясь с музыкой к балету П.И. Чайковского «Спящая красавица» из двух видеоверсий (мультфильм и видеозапись балета) ребята с удовольствием выбрали балет! Не так давно еженедельник «Аргументы и факты» опубликовал статью, суть которой сводилась к следующему: во многих московских школах введены часы слушания классической музыки с целью восстановления мыслительных функций мозга ребенка и защиты его от агрессивной теле- и радио- информационной сферы. Я абсолютно солидарна с московскими педагогами! Ведь общение ребенка – дошкольника с классической музыкой неизбежно ведет к формированию у него позитивного мировосприятия и эмоционального мироощущения, То есть у ребенка появляется позитивная жизненная доминанта. А это имеет огромную практическую ценность и для плодотворного настоящего, и для успешного будущего вашего ребенка. Именно положительный эмоциональный настрой, устойчивая эмоциональная сфера способствуют общему интеллектуальному развитию, позволяют повысить уровень внимания ребенка и увеличить его устойчивость к стрессам, что так важно для ребенка предшкольного возраста, будущего первоклассника.. К этому стоит добавить, что сам процесс слушания музыки уникален, он требует максимальной концентрации внимания ребенка в течение определенного временного отрезка с последующей рефлексией на услышанное. Таким образом, у будущего школьника формируются аналитические способности. Не хочу, чтобы у вас, дорогие мамы и папы, сложилось ошибочное мнение, что наши дети перегружены классикой. С самого раннего утра (с утренней гимнастики) и до вечера в детском саду звучат и народные мелодии, и доступный детскому пониманию песенный репертуар, иногда в современной эстрадной обработке. Но те песни, которые тиражирует наш шоу-бизнес и которые и музыкой-то назвать трудно, мы нашим дошкольникам не предлагаем по принципиальным соображениям. Приобщение наших детей к лучшим образцам мировой классики – непростая, но крайне важная задача. И без вашей помощи, дорогие родители, с этой задачей нам не справиться. Ваш, родительский, авторитет имеет огромное влияние на ребенка. Не умаляя значимости нашей педагогической работы, считаю, что авторитет родителей выше нашего, педагогического, авторитета. И если мама с папой будут интересоваться, чем мы занимаемся на музыкальных занятиях (а я по мере готовности прошу детей продемонстрировать дома свои умения и обязательно высказывать свои впечатления), то наши дети почувствуют удовлетворение и гордость за свое исполнение, уверенность в том, что они все делают правильно. Попробуйте очередное выступление, скажем, Димы Билана или Кати Лель, подытожить замечанием: «Наверное, это неплохая песня, но та песня о маме, которую ты пел для меня, мне понравилась гораздо больше», и ваш ребенок получит огромную поддержку и уверенность в правильно выбранных музыкальных приоритетах! Обязательно создайте у себя дома фонотеку классической музыки. В этом я с удовольствием вам помогу. Почаще слушайте прекрасные музыкальные произведения, и вы не заметите, как классика станет и вам, вашему малышу лучшим другом! Я думаю, вы согласитесь со мной, что в наше непростое, противоречивое время, когда теряются нравственные ценности и ориентиры, музыка приобретает особое, великое значение. Как говорят великие: все приходящее, а музыка вечна. Как вечны ее идеалы, ее способность быть рядом и в горе, и в радости. Музыка заставляет нашу душу и мысли трудиться, задумываться над смыслом бытия. Но эта душевная работа невозможна без высокой музыкальной культуры, музыкального вкуса, воспитанного с детства. И в этом смысле на нас, педагогах и родителях, лежит ответственная задача: заложить прочный фундамент общечеловеческих ценностей, воспитать человека, способного ценить прекрасное, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.

 

Подготовила:

Гадаева Ирина Сергеевна,

музыкальный руководитель второй квалификационной категории

свернуть

Советы родителям

09.01.2023

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

2. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь!! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык»- немузыкальный, если вы не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

 

Подготовила:

Верховина Вероника Александровна,

музыкальный руководитель первой квалификационной категории

свернуть

Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста

12.12.2022

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания.
Связь музыки и речи очевидна: Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.
Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи.
Музыка, как и речь, имеет интонационную природу. (Голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.)
Исходя из этого, сочетание работы над речью детей-дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально.
Слушание музыки, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.
Рассмотрим подробнее разные виды музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей.


Слушание музыки
 
Слушание, безусловно, формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку; звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия.
Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей. Пассивное восприятие имеет активизирующий эффект и может выражаться в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении групповых занятий, в самостоятельной деятельности детей, исключающей речевое общение. Активное восприятие выражается, например, в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного содержания произведения и, следовательно, позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Полезно после прослушивания музыкального произведения и беседы о нем, предложить детям подвигаться под эту музыку и передать в музыкально-ритмических движениях ее характер, свои чувства, свое отношение к музыке. (в дальнейшем подробнее об этом). В слушании музыки огромное значение имеет выбор репертуара. Интерес детей повышается, если:
- музыкальные произведения объединены общим рассказом
-музыкальные произведения принадлежат творчеству одного композитора (несколько занятий) и в заключении детям предложена музыкально-дидактическая игра» Узнай и назови произведение»
-музыкальные произведения сравниваются по содержанию и характеру, имея близкие или контрастные названия.
 
Пение
 
Это, безусловно, тот вид музыкальной   деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.
Общеизвестно, что пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Основное средство овладения языком и развитие речевой активности – это повтор. А пение как раз и мотивирует детей повторять слова и фразы в наиболее приятной форме: песенных куплетов и припевов. Получая несомненное удовольствие от певческой исполнительской деятельности, дети не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как пропевают их снова и снова. Вот почему большинство текстов детских песен состоит из повторяющихся односложных слов. Таким образом, пение по природе своей исключает формальный и механический многократный повтор. Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции, чудо творчества!
Кроме того, песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизводятся, потому что речевой поток сопровождается музыкой.
Еще одно эксклюзивное преимущество песен: в песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей, особенно для тех, кто имеет речевые проблемы. Неосознанно для детей происходит удивительная образовательная деятельность – изучение основ поэзии.
Перечислим кратко еще ряд преимуществ певческой деятельности для развития речи:
-Пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог.
-Пение требует более четкой артикуляции со стороны, как педагога, так и детей.
-Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи.
- Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.
- Песни пополняют словарный запас детей, знакомятся с новыми понятиями.
-Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.
- Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление.
- Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга и уважать.
 
Музыкально-ритмические движения
Музыкальная ритмика, безусловно, оказывает коррекционное воздействие на речь детей. Л. Генералов сказал: «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка».
Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.
Для развития речи детей мы отмечаем важным в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.
Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – польчиковая гимнастика под музыку. Связь мелкой моторики и речевого умения установлена давно. Е. Железновой предложена методика использования пальчиковых игр под музыку. Она позволяет эффективно решать задачи речевого развития.
Особо следует остановиться на логоритмике. Логоритмические упражнения – еще одна методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Она включает в себя речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи логоритмики:
- развитие слухового внимания;
-развитие фонематического чувства;
-развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
-развитие слухо-зрительно-двигательной координации;
-развитие речевой моторики;
-развитие дыхания;
Упражнения по логоритмике обязательно включаются в планирование работы по музыкальному воспитанию в группах детей с нарушениями речи. Они неизменно дают стабильный положительный результат.


Игра на детских музыкальных инструментах
Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики (о важности которой мы говорили в разделе музыкально-ритмические движения).
Специальные оркестрово-исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты (бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники). Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка. Поэтому очень важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте, накапливая, таким образом, бесценный слуховой опыт.
Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них. Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьезные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно.

 

Подготовила:

Гадаева Ирина Сергеевна,

музыкальный руководитель второй квалификационной категории

 

свернуть

Калейдоскоп музыкальных умений

01.11.2022

МАМЫ И ПАПЫ!

Знаете ли Вы, что ребёнок, слушая музыку, познаёт окружающий мир звуков и учится целенаправленно действовать в нём?

Поэтому проверьте, может ли

Ваш малыш в 3-4 года:

– заинтересованно слушать детские песенки;

– с радостью узнавать знакомую мелодию;

– петь знакомые песни или подпевать отдельные фразы;

– различать музыкальные звуки по характеру звучания, длительности, высоте;

– танцевать и играть под музыку;

– ритмично выполнять движения;

– с выразительностью исполнять песни, пляски, игры, упражнения.

Помогайте ребёнку воспитывать интерес к музыке, развиваться и ощущать радость!

 

Подготовила:

Верховина Вероника Александровна,

музыкальный руководитель первой квалификационной категории

свернуть

Развитие речи средствами музыки

01.10.2022

У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них, пожалуй, самая основная, заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. А сам звук является выражением какого-то смысла, идеи. Еще до появления привычных для нас слов, и уж тем более предложений и текстов, звук был единственно возможным средством общения между людьми. И музыкальное произведение, и человеческая речь – это возможность общения с окружающим миром.

Речь, так же как и музыка, имеют свой особый письменный код. Для речи это азбука, для музыки – ноты.

Слушание музыки содействует становлению звуковой культуры речи. Музыка как искусство интонации естественным образом знакомит ребенка со средствами интонационной выразительности в речи — темпом и ритмом, тембром.

Пение развивает способность различать звуки на слух, что необходимо и особенно важно для детей. Пение и музыка развивают у детей воображение и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами.

Существует несколько видов пения, с помощью которых развиваются способности детей к обучению. Основным средством овладения языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение же мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Действительно, пение может быть, в известной степени, развлечением. Дети не осознают того, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова. Повтор важен и для заучивания песен наизусть, даже для детей еще не овладевших навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов.

Для детей, испытывающих трудности в обучении, пение является наиболее существенным способом обучения, так как заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

Песни обеспечивают обучение хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции.

Кроме того, пение развивает навык чтения. Оно помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве.

Песни, стимулирующие образное мышление, очень полезны для развития речевой деятельности, так как дети могут сочинять свои стихи на услышанную ранее мелодию. Песни, стимулирующие образное мышление, песни-сказки дают свободу для самовыражения в движениях, танцах, жестах.

 

Подготовила:

Верховина Вероника Александровна,

музыкальный руководитель первой квалификационной категории

свернуть

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВИД ДЕТЕЙ НА УТРЕННИКАХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

01.09.2022

Праздничные мероприятия занимают особое место в жизни ребенка, в целом, в системе эстетического воспитания детского сада.

Традиционные праздники в детском саду доставляют детям и родителям огромную радость и дают возможность каждому участнику проявить свои художественные способности, эмоциональную отзывчивость и творческую активность. Немаловажную роль играет внешний вид детей на утренниках. Очень хорошо выглядят дети, когда праздничный наряд удобен и соответствует тематике праздника или развлечения. Будь то Праздник осени, Новый год, Праздник 8-е Марта или Выпускной.

Мальчикам рекомендуется с малых лет одеваться на утренник традиционно. Здесь возможны варианты: например, костюм в деловом стиле, брюки и рубашка, жилет, пиджак, галстук, бабочка, туфли. Этот наряд никогда не выйдет из моды и будет воспитывать малыша в джентльменском духе. В случае участия в театрализованной постановке приветствуются и соответствующие костюмы – гномика, зайчика, медвежонка и другие.

Для девочек можно приобрести красивое нарядное платье, по возможности недлинное (не в пол), а удобное, чтобы девочка не запуталась в нем во время движений.

Главный критерий эстетики детского праздничного наряда – уместность, удобность, качество и эстетическая составляющая (банты или веночек в тон платью, решение образа костюма в едином стиле). Эти же требования относятся и к деталям или атрибутам для инсценировок (шапочки зверей, цветов, грибов и т.д.).

Не стоит портить настроение выступающего ребенка мелкими неприятностями в виде сваливающейся шапочки или вылезающей рубашки из-под брюк (купите ребенку ремень или подтяжки). В случае использования маски, глаза ребенка должны быть открыты обязательно.

Поэтому просим родителей внимательно отнестись к выбору наряда для своего ребенка. Детские впечатления будут еще радостнее, если ничто не омрачит праздничный день в детском саду.

Не жалейте для своего ребенка внимания, чтобы он выглядел нарядно, красиво, празднично, ведь детский сад запоминается детям надолго именно своими утренниками и выступлениями.

 

Подготовила:

Верховина Вероника Александровна,

музыкальный руководитель первой квалификационной категории

свернуть