Ответственный родитель

Перечень и ссылки на нормативные правовые документы в области защиты законных интересов детей

Конституция Республики Беларусь

Закон Республики Беларусь о правах ребёнка

Конвенция ООН о правах ребёнка

Декрет Президента Республики Беларусь №18 от 24.11.2006

Постановление Совета Министров Республики Беларусь №22 от 15.09.2019

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ 

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
  2. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999г. №278-З.
  3. Закон Республики Беларусь от 21.12.2005г. № 73-3 «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей».
  4. Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993г. №2570-XII «О правах ребенка».
  5. Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003г. №200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Закона Республики Беларусь от 26 мая 2012г. №376-З).
  6. Закон Республики Беларусь от 01 июля 2010г. №153-З «Об оказании психологической помощи».
  7. Закон Республики Беларусь от 04 января 2014г. №122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».
  8. Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
  9. Декрет №5 от 5 мая 2009г. «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006г. №18».
  10. Приказ «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите» от 08.05.2007г. №270.
  11. Постановление «Об утверждении положений и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров РБ по вопросам обеспечения государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей» от 26.12.2006г. №1728.
  12. Постановление «О составе и размере доходов, затрачиваемых государством на содержание детей, находящихся на государственно обеспечении» от 08.11.2006г. № 1492.
  13. Инструкция о порядке взаимодействия государственных органов, ответственных за выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006г. № 18.
  14. Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004г. №47).
  15. Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении от 25.04.2011г. № 336.
  16. Положение об органах защиты детства в Республике Беларусь от14.12.1999г. №743.
  17. Положение о межведомственном взаимодействии служб по защите детства г.Гродно.
  18. Положение о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите от 26.12.2006г.№ 1728.
  19. Положение о порядке предоставления детям статуса детей, оставшихся без попечения родителей, утраты этого статуса и возврата таких детей родителям от 26.12.2006г. № 1728.
  20. Положение о порядке закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей от26.12.2006г. №1728
  21. Положение об условиях и порядке предоставления государственного обеспечения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям, находящимся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 06.07.2006г. №840.
  22. Положение о порядке передачи несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, обнаруженных сотрудниками органов внутренних дел в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетним лицам и доставления таких несовершеннолетних в социально-педагогические центры (утверждено постановлением Совета Министров республики Беларусь от 22 августа 2012г. №772).  
  23. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования  (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011г. №116).
  24. Методические рекомендации по организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите. (МО РБ от 22.12.2008г. № 12-02-05/1645).
  25. Методические рекомендации по организации деятельности социально-педагогической и психологической службы в учреждениях общего среднего образования.
  26. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2015/2016 учебному году. Учреждения дошкольного образования.
свернуть

Адреса служб помощи семье в кризисных ситуациях

В данном разделе Вы сможете ознакомиться с информацией, о работе государственных учреждений, оказывающих психологическую  помощь и помощь в кризисных ситуациях. 

В разделе Вы сможете найти контактные телефоны, по которым можно получить предварительную консультацию, анонимно посоветоваться с психологом.

Республиканская "Детская телефонная линия"

8-801-100-16-11

для взрослых: 8-017-290-44-44, 8-017-290-43-70

 

Республиканский центр психологической помощи

г. Минск, ул. Чюрлёниса, 3

8-017-300-10-06

 

«Кризисная» комната Минского района

По вопросам круглосуточного доступа в «кризисную» комнату необходимо обращаться по тел. 8029-574-84-73, 8044-738-61-72, 8017-547-51-66 Синкевич Надежда Владимировна

«Кризисная» комната - специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания, и предназначена для предоставления гражданам услуги временного приюта.

В «кризисную» комнату помещаются граждане, обратившиеся по собственной инициативе либо по направлению управлений по труду, занятости и социальной защите, учреждений здравоохранения, управлений внутренних дел, управлений по образованию, и иных государственных органов, организаций, общественных объединений.

Граждане могут быть помещены по месту обращения независимо от места регистрации (места жительства).

Пребывание граждан в «кризисной» комнате является бесплатным.

Во время пребывания граждан в «кризисной» комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности осуществляются на принципах самообслуживания. При заселении семьи с детьми уход за детьми осуществляется родителем.

Питание граждан при необходимости осуществляется из средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи, других источников, не запрещенных законодательством.

Если вы видите, что складывается конфликтная ситуация, не нужно терпеть и ждать продолжения развития событий. Вы в силах предотвратить психофизическое насилие. Стоит лишь обратиться в ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Минского района», где в любое время вам откроют дверь «кризисной» комнаты.

Доступ в «кризисную» комнату обеспечивается КРУГЛОСУТОЧНО.

Ответственный за круглосуточный доступ в «кризисную» комнату - Синкевич Надежда Владимировна, заместитель директора ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Минского района» 8029-574-84-73, 8044-738-61-72, заведующий отделением социальной адаптации и реабилитации Прокопеня Виктория Ильинична, 8029-738-90-05.  

Если вам необходима психологическая помощь и поддержка – обращайтесь в отделение социальной адаптации и реабилитации ГУ ”ТЦСОН Минского района“ по телефону «Экстренной психологической помощи» – 517-37-13 или при личной встрече с психологом, специалистами отделения, где вы получите анонимную и бесплатную консультацию, сможете преодолеть травматические последствия насилия и возродить самоуважение и уверенность в себе. Мы готовы вас выслушать, поддержать и помочь принять необходимое для вас решение.

 

QR-код «Если Вы пострадали от домашнего насилия» 

 12 11 21 99

Как использовать QR – код:

  • Возьмите мобильный телефон с камерой
  • Запустите программу сканирование кода
  • Наведите объектив камеры на код

 

 

свернуть

Консультации для родителей

В помощь ответственному родителю

Мультфильмы и видеоролики

Смешарики. Азбука прав ребёнка

Права ребёнка на примерах из мультфильмов

Права детей (мультфильм БОО "Мир без границ")

 

Книги о правах ребёнка

Чтение художественных произведений позволяет много узнать о правах ребенка.

Книга Андрея Алексеевича Усачёва называется просто: «Приключения маленького человечка». О чем она говорит? Да мало ли приключений у детей!  Ее  название неприметно среди тысяч других томов. Но если на той же странице, где помещено название, мы прочитаем следующие за ним строчки, то сразу поймем, что книга это уникальная – единственная в своем роде. Ибо это ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРЕСКАЗЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ. Книга такая интересная, что Александр Михайлович Шевченко прочитал ее много раз, после чего даже сделал к ее тексту замечательные картинки. Он теперь знает все про свои права, чего и Вам, юные и не совсем юные читатели, желает.

Вообще-то книжка уникальная, и других таких правовых детских книг, наверное, не написал никто. Потому что, говоря взрослым языком, правовые аспекты темы четко характеризуются в публицистических статьях, а вся мировая детская литература несет большой этический смысл. И разделить моральную и правовую проблемы зачастую очень сложно. Поэтому на данный момент мы попытаемся сконцентрировать Ваше внимание на некоторые их особенности. 
Есть у Агнии Львовны Барто цикл стихов, который называется «Переводы с детского». Вот и мы предлагаем посмотреть на детскую литературу с точки зрения прав маленького человечка. Например, о многом говорят названия ее стихов: «Я расту», «О человечестве»,  «Мама или я?», «Признание», «Мой папа рассердился», «Однажды я разбил стекло», «Нечистое дело», «Сколько раз меня ругали», «Мне помогает похвала». Чувствуете правовое начало в откровениях юных граждан?

Ну, а если еще не почувствовали, обратитесь в библиотеку и прочитайте эти стихи. Их сюжеты пересекаются с произведениями других авторов. Разбитое героем Агнии Барто окно или взятые с грядки огурцы из рассказа Николая Николаевича Носова «Огурцы» – проступок или преступление? И почему мальчика, плохо владеющего мячом, несколько лет попрекает весь двор, а «хозяйственного» сына, принесшего охапку овощей с чужого поля, мама не пустила на порог? 

Еще одно «почему» возникает при рассмотрении проблемы подарков. Взрослые не только могут заказать нужную вещь, но и выбрать ее в магазине. Не нарушаются ли права младшего поколения, когда в день рождения ребенку, который  «так мечтал о дудочке», «подарили белку, жука и синицу, зайца, ежа и сову», в результате «подарков сто, а дудки ни одной» (Михаил Спартакович Пляцковский «Подарки»)? Страдают и герой стихотворения Сергея Владимировича Михалкова «Несбывшиеся мечты», и Малыш Астрид Линдгрен, мечтающий о щенке («Малыш и Карлсон, который живет на крыше»). А вот как отнестись к праву мальчиков, собравших на квартире целый зоопарк (С.В. Михалков «Мы с приятелем»)?

Далеко не каждая семья может сделать малышу подарок даже на Рождество или Новый год. И случается, что письма-просьбы детишек к Деду Морозу или Феям остаются без ответа. Не потому ли игрушки из одного итальянского магазина решили накануне самого важного праздника в году сами отправиться на чудесном голубом железнодорожном экспрессе в поисках тех, кто так мечтает, но не имеет возможности приобрести друга-мишку, коробку карандашей или парусник (Джани Родари «Путешествие Голубой стрелы»)? А вы знаете, что сейчас в ряде магазинов перед праздниками покупатель может приобрести и оставить (повесить на специальную елку) свой подарок для маленького воспитанника детского дома?

Еще один больной вопрос маленьких жителей земли касается их гармоничного воспитания. Уже с первых шагов детей отдают в школы раннего развития, спорта, составляют расписание, чтобы за день будущий гений освоил правильное оксфордское произношение, укрепил пальцы для многочасовых фортепьянных гамм, научился составлять цветовую палитру как истинный японец. Что значит – ребенок загружен по 16 часов в сутки, что значит – устает? Вот когда вырастет, потом… Что произойдет потом, рассказал Владимир Георгиевич Машков в повести «Как я был вундеркиндом».

А кто думает о правах детей при распаде семьи? Нет, конечно, в суде рассматривают материальное положение супругов, условия проживания и еще много, много важных вопросов. Но что при этом чувствует сын или дочь? Перечитайте повести «Раздел имущества» или «Домашний совет» Анатолия Георгиевича Алексина.

Но, если Алексин рассматривает относительно благополучные полные или неполные семьи, то что говорить о детях, ставших социальными сиротами, изгоями при живых родителях, такими, как герои повести Ирины Черваковой «Кров». На сегодняшний день проблема беспризорников в мире остается актуальной. В России, например, армия беспризорников даже в 2008 году - в Год семьи сравнима с числом бездомных ребятишек послевоенного лихолетья. И если после Гражданской войны, Великой Отечественной войны государство повсеместно создавало для них детские дома, суворовские и нахимовские  училища, о чем можно прочитать в «Педагогической поэме», «Марше 30 года», «Флагах на башне» Антона Семёновича Макаренко, произведениях Фриды Абрамовны Вигдоровой «Дорога в жизнь», «Это мой дом», «Черниговка», в «Республике Шкид» Григория  Георгиевича Белых и Алексея Ивановича Пантелеева, в «Алых погонах» Бориса Васильевича Изюмского, то о страшной судьбе современных детей теплотрассы, вкусивших прелести алкоголя и «наркоты», говорится в повести Людмилы Дмитриевны Басовой «Зойка и пакетик».

Классическая тема бездомных детей нашла отражение во многих произведениях мировой литературы. Судите сами: Виктор Гюго «Гаврош» и «Козетта», Чарлз Диккенс «Оливер Твист», Гектор Мало «Без семьи», Жоржи Амаду «Генералы песчаных карьеров», Владимир Галактионович Короленко «Дети подземелья», Александр Васильевич Куприн «Белый пудель», Дмитрий Васильевич Григорович «Гуттаперчивый мальчик», Алексей Иванович Свирский «Рыжик»...

Вот лишь несколько аспектов темы «Права ребенка в художественной литературе». Мы начали разговор «Переводами с детского» Агнии Барто, а закончить хочется стихотворением «Права ребенка» Виктора Безбородова, который суммировал, кажется, все мнения маленьких граждан о своих правах.

Кенько, Т. А. Заглянуть в детские глаза : образ ребенка в произведениях мастеров прекрасного / Т. А. Кенько // Бібліятэка прапануе. – 2007. – № 1–6.
Разделы: Когда приходит детство. Когда великие были маленькими (Автопортрет 14-летнего А.Дюрера). Обыкновенный ребенок или будущее Богородицы. Жила-была принцесса. Портрет несуществующей камеристки. Дети севильских окраин. Улыбка Франса Халса и смех Яна Стена. Он воспел идеалы. Взрослые в миниатюре (Детский портрет в русской живописи 18 века). Легенды жизни Кипренского. Сын «живописца домашнего». «Мастеровые мальчики» Василия Перова. «Школьная автобиография» Богданова-Бельского. Обелиски символы и монументы памяти. Ах, война, что ты сделала подлая...

Список произведений о правах ребёнка

Алексин, Анатолий Георгиевич. Раздел имущества. Домашний совет : повести. – Любое издание.

Амаду, Жоржи. Генералы песчаных карьеров : роман. – Любое издание.

Барто, Агния Львовна. Я расту. О человечестве. Мама или я? Признание. Мой папа рассердился. Однажды я разбил стекло. Нечистое дело. Сколько раз меня ругали. Мне помогает похвала : стихи. – Любое издание.

Басова, Людмила Дмитриевна. Зойка и пакетик : повесть. – Любое издание.

Безбородов, В. Права ребенка : стихотворение / В. Безбородов // Здаровы лад жыцця. – 2007. – № 3. – С. 19.

Белых, Г. Г. Республика Шкид : повесть / Г. Г. Белых, А. И. Пантелеев. – Любое издание.

Вигдорова, Фрида Абрамовна. Дорога в жизнь. Это мой дом. Черниговка : романы. – Любое издание.

Григорович, Дмитрий Васильевич. Гуттаперчивый мальчик : повесть. – Любое издание.

Гюго, Виктор. Гаврош. Козетта : из романа «Отверженные». – Любое издание.

Д'Адамо, Ф. История Икбала / Ф. Д'Адамо ; пер. с итал. А. Еремеевой. – М. : КомпасГид, 2015. – 128 с. – (Гражданин мира).

Диккенс, Чарлз. Оливер Твист : роман. – Любое издание.

Изюмский, Борис Васильевич. Алые погоны : роман. – Любое издание.

Канвенцыя аб правах дзіцяці // Народныя казкі для дзетак / аўт. ідэі і творчы прадусар А. Хаменка ; аўт. ідэі і творчы кір. Ю. Ляшкевіч. –  Мінск, 2010. – С. 205–215.
Канвенцыя аб правах дзіцяці на беларускай мове ў малюнках. Праект «Народныя казкі для дзетак» – гэта ініцыятыва ЮНІСЕФ у Беларусі. Ва ўступе да праекту аўтары адзначаюць, што дзяцінства немагчыма ўявіць бяз казкі, таму што слухаць казкі – гэта адно з правоў дзіцяці, запісаных у Канвэнцыі аб правах дзіцяці.

Короленко, Владимир Галактионович. Дети подземелья : повесть. – Любое издание.

Куприн, Александр Васильевич. Белый пудель : повесть. – Любое издание.

Линдгрен, Астрид. Малыш и Карлсон, который живет на крыше : сказочная повесть. – Любое издание.

Ліпскі, У. Дабрадзей для ўсіх дзяцей : аповесць-казка / У. Ліпскі // Вясёлка. – 2012. – № 1–12 ; 2013. – № 1–12.
Літаратурная казка аб правах дзіцяці.

Макаренко, Антон Семёнович. Педагогическая поэма. Марш 30 года. Флаги на башне : романы, пьеса. – Любое издание.

Мало, Гектор. Без семьи : роман. – Любое издание.

Мартиросова, М. Фотографии на память / М. Мартиросова. – М. : КомпасГид, 2012. – (Гражданин мира).

Машков, Владимир Георгиевич. Как я был вундеркиндом : повесть. – Любое издание.

Михалков, Сергей Владимирович. Несбывшиеся мечты. Мы с приятелем : стихи. – Любое издание.

Мохаммади, Диана. Маленькая торговка спичками из Кабула / Д. Мохаммади, М. Бурро ; пер. с фр. М. Павловской. – М. : КомпасГид,  2011. – 176 с. – (Гражданин мира).

Мы все рождены свободными : Всеобщая декларация прав человека в картинках / пер. с англ. М.Кадетовой. – М. : КомпасГид, 2011. – 72 с. – (Гражданин мира).

Носов, Николай Николаевич. Огурцы : рассказ. – Любое издание.

Остер, Григорий Бенционович. Права детёнышей : перевод Конвенции о правах ребёнка на детский язык / Г. Б. Остер – М. : Планета детства, 2012. – 44 с.
Писатель Григорий Остер перевёл текст Конвенции на понятный детям язык, чтобы мы могли выполнить хотя бы одну (сорок вторую) статью Конвенции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, и рассказать ребёнку о его правах, которые мы, взрослые, обязаны соблюдать.

Павлофф, Ф. Коричневое утро / Ф. Павлофф ; пер. с фр. В. Зюсько. – М. : КомпасГид, 2011. – 48 с. – (Открытый диалог).

Петрунина, С. Страна Правандия / С. Петрунина // Рюкзачок : детский познавательно-игровой журнал. – 2011. – № 4. – С. 35–37 ; № 5–6 ; № 7 ; № 8.
Поучительная сказка юриста Светланы Петруниной знакомит детей с законами и для чего они нужны.

Родари, Джани. Путешествие Голубой стрелы : сказка. – Любое издание.

Свирский, Алексей Иванович. Рыжик : повесть. – Любое издание.

Смагіна, Л. І. Канвенцыя аб правах дзіцяці ў малюнках / Л. І Смагіна //. Мая канвенцыя : кніга для дзяцей / Л. І. Смагіна, А. С. Чарняўская, І. І. Андрончык. – Мінск, 2010. – С. 4–53.
Малюнкі са скарочана-адаптаваным тэкстам артыкулаў Канвенцыі ААН аб правах дзіцяці.

Усачёв, А. А. Приключения маленького человечка : Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых : сказка. – Любое издание.

Ханика, Б. Т. Скажи, Красная Шапочка / Б. Т. Ханика ; пер. с нем. В. Комаровой. – М. : КомпасГид, 2011. – 192 с. – ( Поколение www._).

Червакова, Ирина. Кров : роман. – Любое издание.

Шойбле, М. Джихад: террористами не рождаются / М. Шойбле, Б. Циолковски ; пер. с нем. О. Козонковой. – М. : КомпасГид, 2012. – 256 с. – (Гражданин мира).

свернуть